Понятие «установка» было введено в экспериментальную психологию Л. Ланге в 1888 г. в рамках исследования особенностей восприятия и понималось как «целостная модификация состояния субъекта, направляющая его реакции и взаимодействие».
В социологии понятие «социальная установка» (англ. attitude) было впервые употреблено в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В этом труде данный термин обозначал «ориентацию индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы».
Следующий шаг в разработке понятия «установка» сделали ученые Чикагского университета. Дж.Г. Мид. Мид выдвинул гипотезу, согласно которой индивиды развивают свои установки посредством принятия установок других индивидов.
В современной науке существуют две основные модели установок — трехмерная и одномерная. Ученые, придерживающиеся первой модели, считают, что структура установки состоит из трех уровней: когнитивного, или познавательного (убеждения и мнения относительно объекта: «это должно быть так...»), эмоционального, или аффективного (чувства в отношении объекта: симпатия или антипатия) и поведенческого (деятельностные намерения или тенденции поступков). При этой трактовке установка отождествляется со стереотипом. Три эти компонента существуют автономно друг от друга, однако в то же время и тесно связаны. В рамках этого подхода установка определяется, как «тенденция оценивать некоторую сущность в какой-то мере положительно либо отрицательно, выражаемая обычно в познавательных, эмоциональных и поведенческих реакциях».
В ходе эмпирических исследований не было найдено окончательного подтверждения той или иной модели, установленные факты свидетельствуют, что различить три составляющие установки очень трудно.
Что касается определений отечественных исследователей, то в рамках концепции известного психолога Д.Н. Узнадзе установка рассматривалась в качестве целостного состояния субъекта, определяющего в его трактовке get, направленность сознания на некоторую активность.
Другое понимание установки связано с именем А.Н. Леонтьева, который развивал деятельностный подход, заключающийся в том, что сутью установки является предрасположенность к действию. Такой подход позволяет выделить три функции: интеграционную, координационную, регулятивную. Очень важное положение, по мнению Леонтьева, связано с тем, что установка выступает регулятором социальных отношений.
В современной науке понятие «установка» обычно используется при рассмотрении «достаточно стабильной совокупности представлений и оценок, касающихся какой-то идеи, объекта или личности».
Д. Катц (1960) выделил четыре функции, которые, по его мнению, выполняют установки: познавательную — координирование деятельности человека по познанию социального мира, в котором он обитает, посредством структурирования и организации получаемых сведений; утилитарную — способствование достижению целей, получению вознаграждения и избеганию наказаний; ценностно-экспрессивную — формирование понимания человеком того, чем он является; эго-защитную — сокрытие каких-либо чувств относительно себя или своего положения.
|
|
|
|
Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о наличии связи и установки поведения. Предположения о ее существовании делаются на основании трехмерной модели установок. В ее основе лежит предположение о том, что показателем того, положительна или отрицательна установка, являются как оценочные и эмоциональные, так и поведенческие реакции на ее объект. Значит, существует возможность наличия определенной степени соответствия между оценочной и поведенческой реакциями.
Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, 1954) утверждает, что при обнаружении каких-либо несоответствий в своих познаниях индивид стремится путем изменения установок уменьшить или устранить появившийся в его сознании когнитивный диссонанс.
В отечественной социологии разработке проблем установки уделял большое внимание В.А. Ядов. Он рассматривал диспозиционно-установочные явления в рамках структуры личности. Ядов полагал, что главной функцией диспозиционной системы выступает психическая регуляция поведения индивида в социальной среде. Согласно его представлениям, устанавливается связь между потребностью, ситуацией и действием: под воздействием ситуации и соответствующих потребностей диспозиционные образования формируются как готовности к действию. Ядов разработал иерархическую систему диспозиций, включающую четыре уровня.
На первом уровне формируются элементарнейшие установки человека, которые отчасти могут выступать как бессознательное, нечто привычное..
На втором уровне вырабатываются некоторые отношения, которые имеют при этом трехкомпонентную структуру (аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты). На третьем уровне установки связаны со сферой деятельности человека: они выступают уже как базовые социологические характеристики, определяющие направление интересов человека. Четвертый уровень составляют ценностные ориентации личности. Этот уровень имеет такую же структуру, как и три предыдущих, но с тем отличием, что когнитивный компонент проявляет себя сильнее других, поскольку такие ситуации, которые складываются в обществе, требуют размышлений.
Обобщая различные подходы к пониманию социальной установки, можно вернуться к попытке найти теоретическое объяснение социально значимого поведения. Примером такого плодотворного подхода является концепция В. МакДугала (1908). Он считал возможным трактовать установку через такие понятия, как «инстинкт», «привычки» и «чувства». Уточняя трактовку, можно сказать, что социально значимое поведение обусловлено: 1) инстинктивными побуждениями, которые подсказывает социально-психологическая природа индивида; 2) привычными действиями ближайшего окружения и социальной организации (места работы, отдыха, времяпровождения и т.д.); 3) волевыми ориентациями (волевой установкой), которую сформировал жизненный опыт и которую человек намерен реализовать («я поступлю так, как считаю целесообразным и важным для себя»), исходя как из личных, так и из общественных потребностей.
Изменение и стабильность установок — принципиальный вопрос, возникающий в ходе их исследования. Несмотря на возможность изменения установок из-за убеждения (если источник информации располагает к доверию и авторитетен) и из-за потребности человека в поддержании своего знания (информации), они достаточно стабильны, без чего невозможен был бы полноценный процесс самоидентификации. Стабильность установок встречается чаще, нежели их изменение.
В заключение надо отметить, что социальная установка является специфическим явлением, тесно связанным с такими компонентами сознания, как потребности, мотивы, ценности, интересы.
Социальную установку, таким образом, следует рассматривать как детерминированную социальным опытом модель восприятия и отражения идеальных или материальных объектов действительности, рациональное и чувственное представление о возможности осуществления тех или иных действий для достижения поставленных целей.
Следует подчеркнуть тот факт, что в современной науке прослеживается тенденция отказа от определения установки как готовности к конкретному способу реагирования в пользу предрасположенности личности к данной реакции.
Основной метод измерения социальных установок — шкалирование посредством шкал Р. Лайкерта, Л. Гутмана, Л. Терстоуна, Э. Богардуса.
Знание о социальных установках имеет большое фундаментальное и прикладное значение при изучении общественного сознания и поведения личности и социальных групп, механизмов влияния средств массовой информации, политического поведения избирателей, формирования общественного мнения.
|
|
16) Социальный конфликт: сущность, причины и условия возникновения. Формы и этапы социального конфликта.
Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.
Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы. Так, в представлении К. Маркса в классовом обществе основной социальный конфликт проявляется в виде антагонистической классовой борьбы, кульминацией которой является социальная революция. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого происходит «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников». В трактовке Р. Дарендорфа социальный конфликт представляет собой различные по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства.
|
|
Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия
Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, порождают открытую борьбу сторон, противоборство.
Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой (Причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий)
В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:
§ объекта - конкретной причины столкновения субъектов;
§ двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;
§ инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.
Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.
Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии - конфликтология. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.
Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.
Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.
Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.
Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются:
§ наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;
§ наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
§ взаимодействие конфликтующих сторон;
§ результаты конфликтного взаимодействия;
§ использование давления и даже силы.
Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов. Существуют следующие разновидности конфликтов:
1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:
§ внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;
§ межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
§ межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;
2. по направленности конфликтного взаимодействия:
§ горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;
§ вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;
§ смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;
3. по источнику возникновения:
§ объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
§ субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;
4. по своим функциям:
§ созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
§ разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;
5. по длительности протекания:
§ кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
§ затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;
6. по своему внутреннему содержанию:
§ рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
§ эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;
7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:
8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.
17)Способы предупреждения и регулирования социального конфликта
Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.
Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.
Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:
§ действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);
§ скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).
Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так. как выгодно ему.
Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:
§ своевременное определение причин конфликта;
§ определение деловой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:
§ взаимное желание сторон преодолеть противоречия;
§ совместный поиск путей к преодолению конфликта.
Существуют различные методы разрешения конфликта:
§ избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;
§ переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;
§ использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;
§ откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;
§ третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.
Последствия конфликта могут быть:
1. позитивными:
§ разрешение накопившихся противоречий;
§ стимуляция процесса социальных изменений;
§ сближение конфликтующих групп;
§ усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;
2. негативными:
§ напряженность;
§ дестабилизация;
§ дезинтеграция.
Разрешение конфликта может быть:
§ полным - конфликт завершается полностью;
§ частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.
Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.