Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Для нейтрализации внешних эффектов общество может предложить и другие меры. В частности, административно-законодательный контроль со стороны государства, а также косвенное вмешательство государства через рыночные стимулы воздействия на производителей внешних эффектов.

Государство разрабатывает стратегию в борьбе с загрязнением окру­жающей среды. Для этого проводится политика, позволяющая сбалансиро­вать предельные общественные выгоды контроля с предельными обществен­ными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в ок­ружающую среду:

/. Установление стандартов по вредным выбросам. Это установлен­ные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных от­ходах. Превышение стандартов влечет крупный штраф или уголовное нака­зание.

Недостатки:

• стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбра­сывать вредные вещества;

• не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах;

• стандарты не стимулируют производителей к снижению сущест­вующего уровня загрязнения.

2. Плата за выбросы. Она взимается с фирмы за каждую единицу за­грязняющих окружающую среду выбросов. Но полной уверенности в том, что стандарты не будут нарушены, нет.

3. Продажа прав на загрязнение природной среды. Государство опреде­ляет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.

На рис.11.5. кривая D - это спрос на выброс отходов (например, кг в день); кривая S1 - это предложение по сбросу в виде количества лицензий (одна лицензия дает право на сброс, например, 1 кг отходов в день). Рыноч­ная цена лицензии установится на уровне Р1. Если часть купленных лицен­зий будет выведена из оборота (например, их купят «зеленые»), то предложе­ние переместится в положение S2, а цена лицензий вырастет до Р2 за штуку, что приведет в итоге к сокращению выбросов вредных отходов с Q1 до Q2:


S1
P

S2


Рис. 11.5. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отхо­дов.
Р2
Р1
>
Q2
Q1
Q


КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с пе­реходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 г. По состоянию на 26 марта 1999 года Протокол был ратифицирован 181 стра­ной мира (совокупно ответственными за более чем 61% общемировых вы­бросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет, до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окру­жающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Страны Приложения В Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года до 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО2, СН4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороы, N20, 8Рб) на 5,2 % по срав­нению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

• Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %

• Япония и Канада — на 6 %

• Страны Восточной Европы и Прибалтики— в среднем на 8 %

• Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

• торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяй­ствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или между­народном рынках;

• проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;

• механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение-1, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-1 Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 года в Маррокеше (Марокко), и утвер­ждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР-1) в конце 2005 года.

Киотский протокол вступил в силу для Беларуси 24 ноября 2005 года.______


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: