Для нейтрализации внешних эффектов общество может предложить и другие меры. В частности, административно-законодательный контроль со стороны государства, а также косвенное вмешательство государства через рыночные стимулы воздействия на производителей внешних эффектов.
Государство разрабатывает стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Для этого проводится политика, позволяющая сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
/. Установление стандартов по вредным выбросам. Это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Превышение стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Недостатки:
• стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества;
• не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах;
|
|
• стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
2. Плата за выбросы. Она взимается с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Но полной уверенности в том, что стандарты не будут нарушены, нет.
3. Продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.
На рис.11.5. кривая D - это спрос на выброс отходов (например, кг в день); кривая S1 - это предложение по сбросу в виде количества лицензий (одна лицензия дает право на сброс, например, 1 кг отходов в день). Рыночная цена лицензии установится на уровне Р1. Если часть купленных лицензий будет выведена из оборота (например, их купят «зеленые»), то предложение переместится в положение S2, а цена лицензий вырастет до Р2 за штуку, что приведет в итоге к сокращению выбросов вредных отходов с Q1 до Q2:
S1 |
P |
S2
Рис. 11.5. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов. |
Р2 |
Р1 |
> |
Q2 |
Q1 |
Q |
КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ
Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 г. По состоянию на 26 марта 1999 года Протокол был ратифицирован 181 страной мира (совокупно ответственными за более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет, до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.
|
|
Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Страны Приложения В Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года до 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО2, СН4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороы, N20, 8Рб) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
• Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
• Япония и Канада — на 6 %
• Страны Восточной Европы и Прибалтики— в среднем на 8 %
• Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:
• торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
• проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
• механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение-1, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-1 Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 года в Маррокеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР-1) в конце 2005 года.
Киотский протокол вступил в силу для Беларуси 24 ноября 2005 года.______