double arrow

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

1

Некоторые поэтически называют внимание окном души. Тем не менее, некоторые психологи в тридцатых годах 20 века вообще считали, что такого процесса как внимание не существует. В чем же сущность этого психического процесса?

Определение внимания

Внимание – это процесс и состояние настройки человека на восприятие приоритетной информации и выполнения поставленных задач. В отличие от других психических процессов внимание не имеет собственного содержания. Если содержанием мышления и воображения являются мысли, восприятия и ощущений – образы, воли – действия, направленные на преодоление препятствий, эмоций – эмоциональные состояния, то внимание специфического содержания не имеет. Именно поэтому некоторые психологи в тридцатые годы полагали, что термин внимание имеет только бытовое значение.

Что же такое – внимание?

По этому поводу нет единой точки зрения. Внимание это:

· подавление одного представления другим;

· результат двигательного приспособления;

· результат ограниченности объема сознания;

· результат какой-то эмоции;

· результат жизненного опыта;

· форма проявления активности сознания;

· усиление нервного раздражителя.

Тем не менее у внимания есть специфичный результат. Любая деятельность, любой психический процесс, реализованные с вниманием эффективнее, результативнее, чем деятельность без внимания. И хотя по поводу содержания внимания нет единого мнения, функция внимания четко определена – это контроль в процессе реализации какой-то деятельности.

Виды внимания

· Непроизвольное внимание. Деятельность, явление, факт привлекают внимание в силу своей неожиданности, новизны, занимательности и т.д. То есть человек не делает усилий для того, чтобы проявить внимание. Причинами непроизвольного внимания могут быть: интенсивные раздражители, новизна, соответствие раздражителя потребностям, направленность личности.

· Произвольное внимание. Управляется сознательной целью и связано с волевыми действиями. Основная функция произвольного внимания – активная регуляция познавательных процессов. Причины произвольного внимания связаны с возрастом человека. Чем младше ребенок, тем реже он проявляет произвольное внимание. Чем менее интересная цель, тем больше усилий приходится прикладывать для ее достижения.

· Послепроизвольное внимание. Этот вид внимания проявляется при поглощенности человека выполняемой деятельностью. В данном случае опять же волевые усилия почти отсутствуют: интерес слишком высок. В подобных ситуациях люди не замечают ни времени, ни окружающих помех. М. Чиксентмихай назвал такое состояние «состоянием потока».

Психофизиологическая основа внимания

Понятно, что внимание может быть связано только с активной мозговой деятельностью. При этом снижаются пороги восприятия, возрастает скорость протекания нервных процессов.

Эффективное внимание возможно только при определенных психических состояниях. Если выделяют пять состояний бодрствования (уровней сознания): глубокий сон, сон со сновидениями, дремотное (просоночное) состояние (контролируются только 1-2 объекта), спокойное бодрствование, активное бодрствование, то эффективным внимание может быть только при последних двух состояниях. Таким образом, научно обосновывается роль различных разминок и активных форм работы на уроке.

Свойства внимания

· Устойчивость внимания – это временная (с ударением на А) характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Зависит от значимости деятельности для выполняющего ее человека.

· Концентрация внимания – степень (или интенсивность) сосредоточенности. Чем ярче образ предмета деятельности в сравнении с другими, тем выше концентрация (слово «концентрация» переводится как «сосредоточенность»).

· Распределение внимания – субъективно переживаемая человеком способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно (например, учеников).

· Переключаемость внимания – сознательное и осмысленное переключение внимания с одного объекта на другой. В целом, это – способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

· Объем внимания – характеристика, ограничивающая возможность человека одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов. Трудно поддается регулированию и тренировке, из чего можно сделать вывод о биологической основе этого свойства. Для зрительных объектов объем внимания составляет 5 + 2 единицы. Для осмысленного материала объем может быть значительно большим.

Отвлекаемость внимания

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой (возникает при действии посторонних раздражителей).

Причины отвлекаемости.

ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ
· Внезапные раздражители (шум, хлопки и т.д.). · Интенсивные раздражители (сильное гудение лампы дневного света и др.). · Часто возникающие слабые раздражители (чуть слышный смех за стеной класса). · Любые раздражители, не связанные с деятельностью. · Сильные эмоциональные переживания. · Отсутствие личностного интереса. · Отсутствие ответственности за дело.

Рассеянность

Рассеяность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Существует два вида рассеянности.

1) Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете; результат большой сосредоточенности и узости внимания (так называемая профессорская рассеянность); не вредит делу, но затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

2) Подлинная рассеянность – расстройство, связанное с затруднениями в установлении и поддержании произвольного внимания на каком-либо объекте или действии. Причинами подлинной рассеянности могут быть: общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, дыхания, тяжелые эмоциональные переживания, большое число впечатлений, отсутствие режима, трудовых обязанностей, скука.

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Преобладает непроизвольное внимание: ребенок реагирует на все новое, яркое, необычное. Ребенок еще не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Поскольку младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, то образовательный процесс необходимо строить на пробуждении познавательных мотивов детей. Важно развивать произвольное внимание, поскольку оно напрямую связано с успеваемостью, с мотивами учениями. Младший школьник эффективно работает только при наличии близкой мотивации («пятерка», похвала учителя, решение интересной задачи, возможность обогнать одноклассников и др.) Объем внимания младшего школьника составляет 2-3 объекта, но очень слабое распределение (очень сложно одновременно читать и слушать товарища). Устойчивость внимания в 1-2 классах составляет 30-35 минут (первые три урока), а в 3-ем – 40-45 минут (при смене видов деятельности). Сложно быстро переключать внимание, поэтому необходимы «плавные» переходы от одного учебного блока к другому. Некоторые дети могут казаться невнимательными, но, на самом деле, они внимательны (см. темы «Типы темперамента», «Стили учебной деятельности»).

В более старшем возрасте внимание становится более произвольным и более связанным с личностью: с интересами, увлечениями, общением.

Психологические рекомендации учителю для повышения концентрации внимания учащихся

· Свести к минимуму отвлекающие факторы (но сохраняя средний уровень рабочего шума)

· Следить за осанкой (сутулая осанка снижает концентрацию внимания).

· Некоторым детям помогает определенный музыкальный фон.

· Установление контакта глазами с каждым учащимся (в течение 0.5 – 1 сек).

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.

Существует несколько методов развития внимания. Все они сводятся к развитию самоконтроля в процессе деятельности. Ведь контроль - основная функция внимания.

· Корректурные пробы. Они представляют собой набор значков (например, звездочек, квадратиков, кружков и т.д.). Необходимо за несколько минут зачеркнуть как можно больше фигурок определенного типа.

· Наблюдение за изменениями (ошибками). Ведущий о чем-то рассказывает, а когда он допускает какую-то ошибку, нужно поднять руку.

· Подражание кому-либо или чему-либо. Наблюдая за действиями партнера по игре, ребенку нужно копировать их максимально точно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: