Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Таким объектом может быть как проект в целом, так и продукция проекта, ресурсы проекта и другие его составляющие.
Основные параметры качества продукции и услути:
- функциональность; - безопасность; - надежность; - гарантии;-удобство; - доступность; -ремонтопригодность; - экологическая безопасность; -эстетика; - взаимосвязь; - эстетика; - бездефектность; ощутимость; симпатии; отзывчивость. Дополнительные аспекты качества: - качество эксплуатации проекта; - качество развития продукции проекта; - качество утилизации и переработки продукта.
В управлении проектом принято различать четыре ключевых аспекта качества:
1) качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Достигается благодаря определению и актуализации потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлетворения, а также точному анализу возможностей рынка;
|
|
2) качество разработки и планирования проекта. Достигается благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции;
3) качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией. Обеспечивается путем поддержания соответствия реализации проекта его плану и обеспечения разработанных характеристик продукции проекта и самого проекта;
4) качество материально-технического обеспечения проекта. Достигается посредством материально-технического обеспечения проекта, на протяжении всего его жизненного цикла.
Американский стандарт по управлению проектами ANSI РМВоК 2000 выделяет три группы процессов управления качеством:
1) планирование качества — определение четких требований к качеству создаваемой продукции;
2) обеспечение качества — деятельность по текущему выполнению требований, предъявляемых к технологическим рабочим процессам;
3) контроль качества — выявление и минимизация отклонений качества созданной продукции от ранее сформулированных требований.
Единство системного подхода проявляется в первую очередь в том, что известная модель петли качества охватывает типичные этапы жизненного цикла проекта разработки, производства и продвижения продукции. В середине пишем типичные этапы жизненного цикла проекта, а справа налево по часовой стрелке пишем:
1. Проектирование продукта;
2. Планирование и разработка процессов;
3. Закупки;
4. Производство и обслуживание;
5. Проверка;
6. Упаковка;
7. Продажа и продвижение;
8. Монтаж и наладка;
9. Техническая поддержка и обслуживание;
10. Послепродажная деятильность;
|
|
11. Утилизация и переработка.
Циклы Деминга.
Известной моделью организации управления качеством являются непрерывные циклы Деминга, включающие последовательность прохождения основных мероприятий по управлению качеством. Цикл PDCA включает такие этапы, как планирование (plan), реализация (do), проверка (check) и исправление (action) (рис. 13.4а). Цикл повторяется до совпадения результата с планом, хотя последний может периодически изменяться в соответствии с требованиями потребителей и поэтому является основным для достижения требуемого качества. В качестве отправной точки может выступать не план, а стандарт (standard). В этом случае говорят о цикле SDCA
Рис. 13.4. Циклы Деминга: а) цикл PDCA; 6) цикл SDCA
Исправление (Action) |
Проверка (Check) |
План (Plan) |
Реализация (Do) |
а |
б
Следует отметить, что цикл PDCA применяется в случае необходимости достижения существенного улучшения качества или при создании новой продукции. Цикл SDCA больше подходит для плавного, инкрементного улучшения качества в рамках процессно-ориентированного производства. Поэтому можно сказать, что цикл PDCA больше подходит для управления проектом. Именно он и лег в основу организации управления качеством проекта
Известной моделью организации управления качеством являются непрерывные циклы Деминга, включающие последовательность прохождения основных мероприятий по управлению качеством. Цикл PDCA включает такие этапы, как планирование (plan), реализация (do), проверка (check) и исправление (action) (рис. 13.4а). Цикл повторяется до совпадения результата с планом, хотя последний может периодически изменяться в соответствии с требованиями потребителей и поэтому является основным для достижения требуемого качества. В качестве отправной точки может выступать не план, а стандарт (standard). В этом случае говорят о цикле SDCA (рис. 13.46).
В стандарте ANSI РМВоК 2000 к методам и инструментам планирования качества можно отнести:
• функционально-стоимостной анализ (ФСА);
• функционально-физический анализ (Функционально-физический анализ (ФФА) — это технология анализа качества предлагаемых проектировщиком технических решений, принципов действия изделия и его элементов.);
• структурирование функций качества (СФК)
Структура фаз СФК:
фаза 1 — планирование продукта. В этой фазе производитель определяет и уточняет требования потребителя. В результате построения первой матрицы получают точные значения инженерных характеристик, т.е. целей производителя.
Фаза 2 — планирование компонентов продукта. В рамках этой фазы определяют наиболее важные компоненты создаваемого продукта, которые обеспечивают реализацию инженерных характеристик, выявленных
Фаза 3 — проектирование процесса. На этой стадии определяют основные параметры каждой операции и выбирают методы их контроля. В ходе разработки технологического процесса изготовления продукта следует определить систему контроля технологического процесса и предусмотреть пути дальнейшего улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый продукт. #
Фаза 4 — проектирование производства. Данная фаза предполагает разработку производственных инструкций и выбор инструментов контроля качества производства продукта, с тем чтобы каждый оператор имел четкое представление о том, что и как должно контролироваться в ходе выполнения процесса. Инструкции также должны предусматривать возможность совершенствования работы оператора в зависимости от того, сколько замеров и как часто должны производиться, какие измерительные инструменты должны при этом применяться.
• анализ последствий и причин отказов (Failure Mode and Effect Analysis — FMEA-анализ - представляет собой технологию анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя);
|
|
• анализ затрат и доходов (он заключается в сопоставлении доходов и расходов, связанных с реализацией того или иного проекта. Результатом такого сопоставления могут быть:
разность между доходами и расходами, выходом и входом и т.д.; отношение доходов к расходам, прибыли к затратам, входа к выходу и т.д..)
Функционально-стоимостной анализ можно определить как систему методов и инструментов, обеспечивающих безусловное снижение затрат при разработке и производстве систем с требуемым качеством выполнения функций. Согласно ФСА затраты делятся на необходимые и излишние. Необходимые затраты — это затраты на выполнение объектом полезных функций. Излишние затраты — результат конструктивной избыточности, допущенной в данном объекте при проектировании.
Предметом ФСА являются любые системы (как технические, так и социально-технические, т.е. организационные) и их элементы, результат взаимодействия которых характеризуется эффективностью удовлетворения общественных и личных потребностей.
Подготовительный этап:
• составление плана проведения работ по ФСА;
• обсуждение проблем;
• подготовка перечня информационных материалов. Информационный этап:
• анкетирование и сбор информации о проектируемом изделии;
• формулировка требований к изделию;
• первичная формулировка функций;
• изучение технологии изготовления и конструкции объекта;
• построение структурно-элементной модели.
Аналитический этап:
• стоимостная оценка элементов и функций;
• рассмотрение связей системы и яадсистемы;
построение поузловой цепи потоков преобразования энергии и материи;
• построение функциональной модели;
• построение функционально-стоимостной диаграммы;
• определение зон сосредоточения затрат.
Творческий этап:
• анализ системы;
• проверка целесообразности решений элементов системы;
• конструктивное упрощение системы;
• разработка эскизных решений системы;
• стоимостная оценка новых вариантов решений.
|
|
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация включает в себя систему национальных стандартов и стандартов предприятий, необходимых для отраслей промышленности, как изготавливающих продукцию, так и потребляющих ее.
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Стандартизация основана на ряде принципов:
повторяемость — определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством — повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;
вариантность — создание рационального многообразия — обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;
системность — определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;
взаимозаменяемость — применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.
Государственные стандарты Российской Федерации включают:
- обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- обязательные требования к контролю качества продукций работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
- параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;
- положения, обеспечивающие техническое единство пря разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
- государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);
- отраслевые стандарты (ОСТ);
- технические условия (ТУ);
- стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (CTП);
- стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).
В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:
- стандарты основополагающие;
- стандарты на продукцию, услуги;
- стандарты на процессы;
- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.
Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.
В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами – изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями.
Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей(поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.
За рубежом в настоящее время главным доказательством подтверждения соответствия является декларация о соответствии, предоставляемая изготовителем от своего имени и под свою ответственность: Подтверждение соответствия в рамках Европейского Союза производится на соответствие Европейским Директивам, основные требования которых обязательны для исполнения.
В РФ. Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификация, в пределах своей компетенции: создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; рассматривают апелляции по вопросам сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории.
В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами
исполнительной власти. Среди них такие, как: Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации, возглавляемая Министерством путей сообщения; Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, возглавляемая Департаментом воздушного транспорта Минтранса России; Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России и др.
Для различных видов продукции состав и содержание трех основных операций (испытания, оценка производства, инспекционный контроль) могут быть различными. Набор доказательств может включать или не включать, в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытаний, оценки производства и инспекционного контроля.
Добровольную сертификацию может проводить любое юридическое лицо, зарегистрировавшее свою систему в установленном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию вправе сам установить номенклатуру требовании, на соответствие которым проводится сертификация.