double arrow

Применение стандартизации и сертификации качества в проекте

Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потреб­ности. Таким объектом может быть как проект в целом, так и продукция проекта, ресурсы проекта и другие его составляющие.

Основные параметры качества продукции и услути:

- функциональность; - безопасность; - надежность; - гарантии;-удобство; - доступность; -ремонтопригодность; - экологическая безопасность; -эстетика; - взаимосвязь; - эстетика; - бездефектность; ощутимость; симпатии; отзывчивость. Дополнительные аспекты качества: - качество эксплуатации проекта; - качество развития продукции проекта; - качество утилизации и переработки продукта.

В управлении проектом принято различать четыре ключевых аспекта качества:

1) качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Достигается благодаря определению и актуализа­ции потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлет­ворения, а также точному анализу возможностей рынка;

2) качество разработки и планирования проекта. Достигается бла­годаря тщательной разработке самого проекта и его продукции;

3) качество выполнения работ по проекту в соответствии с плано­вой документацией. Обеспечивается путем поддержания соответ­ствия реализации проекта его плану и обеспечения разработан­ных характеристик продукции проекта и самого проекта;

4) качество материально-технического обеспечения проекта. До­стигается посредством материально-технического обеспечения проекта, на протяжении всего его жизненного цикла.

Американский стандарт по управлению проектами ANSI РМВоК 2000 вы­деляет три группы процессов управления качеством:

1) планирование качества — определение четких требований к ка­честву создаваемой продукции;

2) обеспечение качества — деятельность по текущему выполнению тре­бований, предъявляемых к технологическим рабочим процессам;

3) контроль качества — выявление и минимизация отклонений ка­чества созданной продукции от ранее сформулированных требо­ваний.

Единство системного подхода проявляется в первую очередь в том, что известная модель петли качества охватывает типичные этапы жизненного цикла проекта разработки, производства и продвижения про­дукции. В середине пишем типичные этапы жизненного цикла проекта, а справа налево по часовой стрелке пишем:

1. Проектирование продукта;

2. Планирование и разработка процессов;

3. Закупки;

4. Производство и обслуживание;

5. Проверка;

6. Упаковка;

7. Продажа и продвижение;

8. Монтаж и наладка;

9. Техническая поддержка и обслуживание;

10. Послепродажная деятильность;

11. Утилизация и переработка.

Циклы Деминга.

Известной моделью организации управления качеством являются непре­рывные циклы Деминга, включающие последовательность прохождения основных мероприятий по управлению качеством. Цикл PDCA включает такие этапы, как планирование (plan), реализация (do), проверка (check) и исправление (action) (рис. 13.4а). Цикл повторяется до совпадения ре­зультата с планом, хотя последний может периодически изменяться в соответствии с требованиями потребителей и поэтому является основ­ным для достижения требуемого качества. В качестве отправной точки может выступать не план, а стандарт (standard). В этом случае говорят о цикле SDCA

Рис. 13.4. Циклы Деминга: а) цикл PDCA; 6) цикл SDCA


Исправление (Action)

Проверка (Check)

План (Plan)

Реализация (Do)

а

б

Следует отметить, что цикл PDCA применяется в случае необходимости достижения существенного улучшения качества или при создании новой продукции. Цикл SDCA больше подходит для плавного, инкрементного улучшения качества в рамках процессно-ориентированного производства. Поэтому можно сказать, что цикл PDCA больше подходит для управления проектом. Именно он и лег в основу организации управления качеством проекта

Известной моделью организации управления качеством являются непре­рывные циклы Деминга, включающие последовательность прохождения основных мероприятий по управлению качеством. Цикл PDCA включает такие этапы, как планирование (plan), реализация (do), проверка (check) и исправление (action) (рис. 13.4а). Цикл повторяется до совпадения ре­зультата с планом, хотя последний может периодически изменяться в соответствии с требованиями потребителей и поэтому является основ­ным для достижения требуемого качества. В качестве отправной точки может выступать не план, а стандарт (standard). В этом случае говорят о цикле SDCA (рис. 13.46).

В стандарте ANSI РМВоК 2000 к методам и инструментам планирования качества можно отнести:

• функционально-стоимостной анализ (ФСА);

• функционально-физический анализ (Функционально-физический анализ (ФФА) — это технология анализа качества предлагаемых проектировщиком технических решений, принци­пов действия изделия и его элементов.);

• структурирование функций качества (СФК)

Структура фаз СФК:

фаза 1 — планирование продукта. В этой фазе производитель определяет и уточняет требования потребителя. В результате построения первой матрицы полу­чают точные значения инженерных характеристик, т.е. целей произво­дителя.

Фаза 2 — планирование компонентов продукта. В рамках этой фазы опре­деляют наиболее важные компоненты создаваемого продукта, которые обеспечивают реализацию инженерных характеристик, выявленных

Фаза 3 — проектирование процесса. На этой стадии определяют основные параметры каж­дой операции и выбирают методы их контроля. В ходе разработки техно­логического процесса изготовления продукта следует определить систему контроля технологического процесса и предусмотреть пути дальнейшего улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый про­дукт. #

Фаза 4 — проектирование производства. Данная фаза предполагает раз­работку производственных инструкций и выбор инструментов контроля качества производства продукта, с тем чтобы каждый оператор имел чет­кое представление о том, что и как должно контролироваться в ходе выполнения процесса. Инструкции также должны предусматривать воз­можность совершенствования работы оператора в зависимости от того, сколько замеров и как часто должны производиться, какие измеритель­ные инструменты должны при этом применяться.


• анализ последствий и причин отказов (Failure Mode and Effect Analysis — FMEA-анализ - представляет собой технологию анализа возможности воз­никновения дефектов и их влияния на потребителя);

• анализ затрат и доходов (он заключается в сопоставлении доходов и рас­ходов, связанных с реализацией того или иного проекта. Результатом та­кого сопоставления могут быть:

разность между доходами и расходами, выходом и входом и т.д.; отношение доходов к расходам, прибыли к затратам, входа к выходу и т.д..)

Функционально-стоимостной анализ можно определить как систему ме­тодов и инструментов, обеспечивающих безусловное снижение затрат при разработке и производстве систем с требуемым качеством выполнения функций. Согласно ФСА затраты делятся на необходимые и излишние. Необходимые затраты — это затраты на выполнение объектом полезных функций. Излишние затраты — результат конструктивной избыточности, допущенной в данном объекте при проектировании.

Предметом ФСА являются любые системы (как технические, так и соци­ально-технические, т.е. организационные) и их элементы, результат взаи­модействия которых характеризуется эффективностью удовлетворения общественных и личных потребностей.

Подготовительный этап:

• составление плана проведения работ по ФСА;

• обсуждение проблем;

• подготовка перечня информационных материалов. Информационный этап:

• анкетирование и сбор информации о проектируемом изделии;

• формулировка требований к изделию;

• первичная формулировка функций;

• изучение технологии изготовления и конструкции объекта;

• построение структурно-элементной модели.

Аналитический этап:

• стоимостная оценка элементов и функций;

• рассмотрение связей системы и яадсистемы;

построение поузловой цепи потоков преобразования энергии и материи;

• построение функциональной модели;

• построение функционально-стоимостной диаграммы;

• определение зон сосредоточения затрат.

Творческий этап:

• анализ системы;

• проверка целесообразности решений элементов системы;

• конструктивное упрощение системы;

• разработка эскизных решений системы;

• стоимостная оценка новых вариантов решений.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация включает в себя систему национальных стандартов и стандартов предприятий, необходимых для отраслей промышленности, как изготавливающих продукцию, так и потребляющих ее.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация основана на ряде принципов:

повторяемость — определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством — повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;

вариантность — создание рационального многообразия — обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;

системность — определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;

взаимозаменяемость — применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.

Государственные стандарты Российской Федерации включают:

- обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- обязательные требования к контролю качества продукций работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

- параметрические ряды и типовое конструирование изделий;

- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;

- положения, обеспечивающие техническое единство пря разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

- государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

- отраслевые стандарты (ОСТ);

- технические условия (ТУ);

- стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (CTП);

- стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию, услуги;

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами – изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями.

Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей(поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.

За рубежом в настоящее время главным доказательством подтверждения соответствия является декларация о соответствии, предоставляемая изготовителем от своего имени и под свою ответственность: Подтверждение соответствия в рамках Европейского Союза производится на соответствие Европейским Директивам, основные требования которых обязательны для исполнения.

В РФ. Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификация, в пределах своей компетенции: создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; рассматривают апелляции по вопросам сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории.

В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами

исполнительной власти. Среди них такие, как: Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации, возглавляемая Министерством путей сообщения; Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, возглавляемая Департаментом воздушного транспорта Минтранса России; Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России и др.

Для различных видов продукции состав и содержание трех основных операций (испытания, оценка производства, инспекционный контроль) могут быть различными. Набор доказательств может включать или не включать, в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытаний, оценки производства и инспекционного контроля.

Добровольную сертификацию может проводить любое юридическое лицо, зарегистрировавшее свою систему в установленном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию вправе сам установить номенклатуру требовании, на соответствие которым проводится сертификация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: