double arrow

Управление дебиторской задолженностью, цели, основные приемы и методы

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними или отвлечение средств из оборота организации и использование их другими организациями или физическими лицами. Классификация дебиторской задолженности:

1) по причинам образования:

· Оправданная задолженность связана с нормальными сроками документооборота, т. е. это задолженность, срок погашения которой еще не наступил или менее 1 месяца;

· Неоправданная дебиторская задолженность связана с ошибками в оформлении документов, нарушением условий договоров и т. п.;

· Безнадежная задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Они списываются на убытки по истечении срока исковой давности.

2) по статьям бухгалтерского баланса: покупатели и заказчики; векселя к получению; дочерние и зависимые общества; авансы выданные; прочие дебиторы.

3) по срокам ее образования: Краткосрочная (платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты); Долгосрочная (более 12 месяцев).

Факторы, влияющие на дебиторскую задолженность:

1) Внешние: состояние экономики, состояние расчетов в стране, эффективность денежно-кредитной политики, уровень инфляции, сезонность выпуска продукции, емкость рынка, степень его насыщенности;

2) Внутренние: кредитная политика предприятия, виды используемых расчетов, и в частности гарантирующих платеж, состояние контроля и др.

К росту задолженности могут привести: Неверное установление сроков и условий кредитов; отсутствие скидок; ошибки в оценке платежеспособности клиентов; неучтенные риски и т. д.

Проблема управления дебиторской задолженностью обострилась в последние годы в связи с замедлением платежного оборота между предприятиями. Управление задолженностью должно входить составным элементом в общую политику управления оборотными средствами предприятия и корреспондировать с другими ее элементами. Кроме того, управление задолженностью должно быть тесно связано с маркетинговой политикой предприятия.

Анализ и контроль дебиторской задолженности можно осуществлять с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет, важнейшие среди которых следующие:

1) Коэффициент инкассации позволяет установить, когда и в какой сумме ожидают поступления денежных средств от продаж данного периода. Он выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале, начиная от момента реализации продукции:

КИНК = изменение величины дебиторской задолженности в интервале n / продажи месяца t

N – первый месяц отгрузки товара;

T – 1-й, 2-й, 3-й, …, n-й месяц.

2) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

КОДЗ = выручка от реализации продукции / средняя сумма дебиторской задолженности

3) Период погашения дебиторской задолженности:

Период погашения = 365 / коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

4) Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности:

КПДЗ = средняя сумма дебиторской задолженности за период / выручка от реализации

Результаты расчетов по приведенным формулам можно использовать в процессе последующей разработки отдельных аспектов кредитной политики предприятия.

Методы управления и сокращения дебиторской задолженности:

1) контроль состояния счетов просроченной дебиторской задолженности;

2) проведение ранжирования дебиторов с целью выявления должников, на которые приходится большая доля просроченной задолженности;

3) анализ задолженности по видам продукции с целью определения невыгодных товаров с точки зрения инкассации;

4) оценки реальной стоимости ценных бумаг и учетов возможности ее продажи;

5) работы с должниками, в том числе работы с использованием внесудебных процедур;

6) контроль за состоянием и сбалансированным изменением дебиторской и кредиторской задолженности;

7) диверсификация покупателей;

8) оптимизация кредитной политики;

9) разработка мероприятий мотивации персонала сбыта;

10)стимулирование досрочной оплаты за продукцию;

11)стимулирование своевременной оплаты за продукцию через введение системы поощрений и системы санкций за несвоевременную оплату и др.

Способы рефинансирования дебиторской задолженности: Факторинг; учет и залог векселей; форфейтинг; иные формы ее краткосрочного финансирования

При изучении состава дебиторской задолженности особое внимание уделяют анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с невозвратом этой задолженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: