Наиболее известные путешественники 18 века посетившие Казань были: Фальк, П. Георги, И. Лепехин, Гмелин, Семевский.
Об этом свидетельствуют документы в книге «ИТДМ».
Документ с.342 Сообщение акад. Паласса и Гмелина. В док-те рассказывается о том, как они были приглашены на церемонию принятия присяги татар и удмуртцев.
С.215 из записок Лепехина. Рассказывается о полях и их исползовании.
С.219 из Записок Лепехина. Рассказывается о технике используемой в хоз-ве и отличии русского и татарского землепользования.
С.221 из наблюдений Георги. Рассказывается об использовании татарскими крестьянами полей, их засевания и извления ими выгоды из них.
С.222. Из записок Лепехина. Рассказывается о применении животных в хоз-ве, об изготовлении одежды из шерсти овец.
С.223-2224. Из наблюдений Георги. Рассказывается о кожевенном производстве.
С.227-228. Рассказывается о Суконной мануфактуре и её использовании.
С.229. Из записок Лепехина. Рассказывается о рудниках.
С.240. Акад. Паласс. Рассказывается о гостином дворе и торговых лавках края.
|
|
С.241. Фальк. Рассказывается о имеющихся в крае рынках.
М. И. Невзоров, член «Дружеского общества», созданного просветителем Н. И. Новиковым, арестованный при ЕII и проведший в Петропавловской крепости четыре года, в 1800 г. побывал в Казани. В своих впечатлениях о городе он отмечал: «Казань прекраснейшая в Р. после Мск и СПб».
В XVIII веке Казань становится богатым городом, чему способствовало его положение посредника в торговле между востоком и центром России. Шотландец Джон Белл, посетивший Казань в 1715 году, оставил нам следующее наблюдение: "Сей город... крепок своим местоположением и защищается замком, построенным из кирпича. Производят они торговлю с Турцией, с Персией и проч., и есть среди них некоторые весьма богатые".
Ученый путешественник XVIII в. И. Георги отметил, что "казанские татары… не только приучают детей к прилежанию, бережливости и к другим прародительским обыкновениям, но пекутся еще и о научению их чтению, письму, арабскому языку и вере. Он же писал, что "в казанских слободах имелись и девичьи школы". Девочки обычно собирались в доме муллы, где их обучала чтению и вере жена муллы - "абыстай".
Георги писал, что "многие татарские мужики, а чаще еще торговые люди, имеют небольшие собрания письменных повествований и очень недурное знание о происшествиях, как о своих собственных, так и соседственных владений, да сверх того, изрядные сведения о своих древностях.
Казанская суконная мануфактура-является памятником промышленной архитектуры середины ХVIII в. Путешественник И.Г.Георги, побывавший в Казани в 1773 г., заметил, что постройки фабрики очень массивны, велики и замыкают площадь размером в 426 м в поперечнике.