Постановление конституционного суда РФ – источники муниципального права

Источники муниципального права можно разделить на три уровня: нормативные правовые акты РФ; нормативные пра­вовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований.

Нормативные правовые акты Российской Федерации. Основным ис­точником муниципального права является Конституция Российской Фе­дерации. Вторым базовым источником является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» от 28 августа 1995 г. К специальным законам в области муниципального права можно отне­сти также Федеральный закон «О финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации» и др. Источниками муниципального права являются также федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об образовании», «О недрах» и др.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Источниками муниципального права на уровне субъектов РФ являются конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы о местном самоуправлении; о выборах органов местного самоуправления и др.

Нормативные правовые акты местного самоуправления. К ним относятся следующие нормативные акты: 1) решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, собрании (сходе) граждан; 2) решения, принимаемые представительными органами местного са­моуправления; 3) решения, принимаемые исполнительными органами местного са­моуправления; 4) решения, принимаемые выборными должностными лицами мест­ного самоуправления.

К важнейшим источникам муниципального права на уровне местно­го самоуправления относится устав муниципального образования

Вопрос о правовой природе постановлений КС решается в юридич литературе неоднозначно. Одни авторы признают их в качестве источников росс права (Туманов, Эбзеев), др это отрицают (Богданов, Хабриева). Однако по Конституции и Закону о КС толкования Конституции, данные КС, и решения КС являются обязат для всех представит, исполнит и судеб органов гос. власти, органов МСУ, предприятий, учреждений, орг-ций, должн лиц, граждан и их объединений. Большинство учёных считают, что постановления КС - источники МП. Пример - постановление КС РФ от 24 января 1997 г. «По делу о проверке конституционности закона Удмуртской Респуб­лики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов гос. вла­сти в Удмуртской Республике”». Всего подобных постановлений сейчас около 10.

71. Муниципальная собственность на землю. Объекты права муницип собств-ти на землю -земельные участки в границах муницип образований, отнесенных к муницип собств-ти на основании законодат актов. Т. е. в муницип собств-ти находятся все земли в пределах черты города (поселения), за исключ земель, находящ в государ собств-ти и переданных в частную собств-ть, также земельн участки за чертой города, переданные в муницип собств-ть органами госуд власти субъектов РФ.В собств-ть муниципа образований для обеспечения их развития м дополнит-но безвозмездно передаваться земли, находящиеся в госуд собств-ти. Субъекы права муницип собств-ти на землю: городские, районные, поселковые и др муницип образования, в лице органов МСУ, наделенные в соотв с уставом муницип образования собств компетенцией в решении вопросов владения, пользов и распоряж землями, находящимися в муницип собств-ти. Муницип земли городов устанавл-ся методом так называемого вычитания -земли на территории муницип образования, за исключ земель федеральных, субъектов Федерации и находящ в собств-ти физич и юридич лиц. Земельные участки регистрир-ся в государств земельном кадастре. Споры, возникающие в связи с отнесением земельных участков к объектам права муницип собств-ти на землю, разрешаются посредством согласит процедур или в судеб порядке. Органы МСУ в соотв с законод-м вправе передавать земельные участки, находящиеся в муницип собств-ти, др лицам в собств-ть, срочное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать, передавать гражданам в пожизнен наследуемое владение, а также совершать с ними иные сделки. Безвозмезд передача земель, находящихся в муницип собственности, в государств не допускается. Обмен земель, находящихся в муницип собственности, между муницип образованиями производится на основ договоров между ними. Представит орган МСУ устанавливает порядок управл-я и распоряж-я землями, находящимися в муницип собств-ти, в соотв с федеральн зак-ми, зак-ми субъектов РФ. Норматив прав акты органов МСУ по вопросам регулир-я земельных отношений, не противоречащ действующему законодат-ву и изданные в соотв с их полномочиями, действуют на всей территории муницип образования и обязательны для всех владельцев земельных участков, независимо от формы собств-ти и др прав на земельный участок.

72. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, численность, компетенция. Состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщ, равного и прямого избират права при тайном голосовании. ПО решает от имени населения МО вопросы местного значения. Уставом МО определено осуществлять полномочия представит органов в отдельных поселениях посредством сходов граждан. В Уставе определены: 1)наименование (прописывается в Уставе в соотв с законами субъектов (дума, совет, Госдума, муницип совет и т.д.) 2)численность зависит от территориальных размеров МО (научного обоснования числен-ти не существует, важно чтобы представит орган максимально эффективно работал), некоторая конкретизация числен-ти дана в ФЗ. Представит органы занимают особое положение в системе МСУ: 1. Конституция и ФЗ прямо устанавливают наличие выбор органов МСУ. 2. избираются самими жителями муницип образования 3. наделены исключит компетенцией, содержание кот подчеркивает особ-ть их статуса по сравн с исполнит органами и должност лицами МСУ, характ-т их как ведущее звено в системе МСУ. Выборы органов МСУ обязательны. Обязат наличие выбор органов МСУ предусмотрено в Европ хартии МСУ. Избрание происходит путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщ голос-я. Срок полномочий представит органов МСУ различен. В больш-ве субъектов РФ- 4 года, не должен превышать5 лет и не менее 2-х лет. Представит орган сохраняет свои полномочия до избрания нового представит органа следующ созыва. Полномочия представит органа МСУ м б прекращены досрочно по основаниям, предусмотр в ФЗ. Представит орган МСУ не м принимать решение о самороспуске. В уставах некот муницип образований предусмотрен досроч роспуск представит органа по решению главы администрации. Он м б осуществле н: если на заседании представит органа отсутствует кворум более 3 раз подряд при повтор созыве заседаний по истечении 7 дней; после 1 и 2 несостоявш заседания; а также, если представит орган не м принять решения из-за отсутствия кворума в срок более 3 месяцев. Орган-я работы представит органа МСУ предусматривает различ формы. 1 из них - сессии представит органа - основ форма работы представит органа, в кот проявляется принцип коллег-ти в его деят-ти и реализуются интересы жителей муницип образования. Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. В зак-х субъектов РФ о МСУ, в уставах муницип образований закреплены нормы, обеспечивающ роль сессий, как основной организац-прав формы деят-ти представит органов МСУ: обязательность проведения сессий; рассмотрение на них наиболее важных вопросов местного значения; исключит-ть рассмотрения отдельных вопросов только на сессиях представит органа. Решения подписываются либо главой муницип образования, либо председателем представит органа и в определ уставом или регламентом срок обнарод-ся в СМИ или иным способом. Решения вступ в силу с момента опублик-я, с даты, указ в самом решении или со дня его принятия. Здесь нет единообразия. Уставы муницип образований закрепляют разный порядок вступл решений в силу. Однако больш-во учитывают конституц принцип о том, что в любом случае решение вступает в силу и подлежит исполнению только в случае, если оно обнародовано, опубликовано, доведено до сведения граждан.

73. Местные бюджеты. Их место в бюджетной системе РФ. Местный бюджет-совокуп-ть организац бюдж отношенией, посредством кот часть фин ресурсов страны направл в распоряж местных орг власти для решения вопр местного значения и осуществл органами МСУ отдельных фед полномочий и полномочий субъектов РФ. Т.е. это форма образования и расходования ден средств предназнач. для обеспечения задач и функций, отнес к предметам ведения МСУ. МБ входят в структуру единой бюджетной сис-мы РФ. ФЗ «О финансовых основах МСУ» ч. 2 ст. 9. устанавливает принципы межбюдж отношений: 1)взаимной ответственности; 2)применения единой для всех МО методологии, учитывающей их особен-ти; 3)выравнивание доходов МО; 4)максимально возможсокращение встречных фин потоков; 5)компенсация МО в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возник вследствие решений, принимаемых органами гос власти; 6)гласности межбюдж отношений; 7)повышение заинтересов-ти органов МСУ в увеличении собств доходов местных бюджетов. Согласно уставам МО МБ должны формир-ся с учетом требований самостоят-ти, сбалансиров-ти, достовер-ти, кот обеспечив-ся: 1)наличием собств источников дохода; 2)правом определять направления использ-я в расходовании бюдж средств; 3)правом разрабатывать, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет 4)правом использовать по своему усмотрению доходы МБ, полученные дополнит-но в ходе его использования; 5)запретом на изъятие орг гос власти свобод остатков средств МБ. Конституция РФ (ч. 1 ст. 132) закрепляет право органов МСУ самост-но формир-ть, утверждать и исполнять МБ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: