Длительное время и в теории, и на практике высказываются суждения о том, что в праве социального обеспечения закреплены и существуют собственные меры ответственности в виде самостоятельного структурного элемента системы права социального обеспечения. Не следует, однако, отождествлять способ защиты прав и интересов субъектов, какой является юридическая ответственность, и отраслевую принадлежность правовых норм, их устанавливающих. Нужно исходить из того, что по своей правовой природе и функциональным характеристикам нормы, устанавливающие юридическую ответственность, являются не социально-обеспечительными, а административно-правовыми, уголовно-правовыми или гражданско-правовыми в зависимости от степени и характера общественной опасности (вредности) деяния, составляющего диспозицию соответствующих предписаний.
Некоторые ученые-правоведы и юристы-практики наряду с административной ответственностью выделяют также и финансово-правовую ответственность и соответствующие нормы, ее устанавливающие.
|
|
Сущность юридической ответственности как способа защиты прав, по общепринятому в теории права мнению, заключается в государственно-правовом характере принуждения, наступает за совершенное правонарушение, применяется в определенном процессуальном порядке и выражается в отрицательных (негативных) для правонарушителя последствиях личного, имущественного или организационного характера.
Иные способы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения не обладают суммой аналогичных юридической ответственности признаков. Среди них можно выделить, в частности, следующие:
признание или подтверждение права субъекта юрисдикционным органом;
предупреждение или пресечение противоправного поведения;
прекращение или изменение содержания правоотношения в интересах стороны, чье право нарушено;
самозащита права;
приведение субъектов в первоначальное состояние
и некоторые другие.
Все перечисленные способы защиты выражаются в определенных процедурных и процессуальных формах, и по этому принципу делятся на две группы:
способы защиты прав, выраженные в юрисдикционной форме;
способы защиты, выраженные в неюрисдикционной форме.
Юрисдикционная форма заключается в использовании судебного или административного порядка защиты прав и интересов субъектов с привлечением уполномоченных государственных органов или должностных лиц. Судебная форма защиты является универсальной, что вытекает из положений ст. 46 Конституции РФ. В судебном порядке могут быть обжалованы любые действия субъектов социально-обеспечительных правоотношений. Административный порядок применяется только для защиты прав нуждающихся в социально-обеспечительных правоотношениях и в большинстве случаев является альтернативным судебному.
|
|
Неюрисдикционная форма защиты прав субъектов выражается в совершении самостоятельных действий и применении мер оперативного воздействия в отношении контрагента в пределах, предусмотренных законодательством, без обращения в юрисдикционные органы. Примером такой формы защиты прав являются, в частности, положения п. 2 и 3 ст. 25 и ст. 26 Закона о трудовых пенсиях, позволяющие пенсионному органу производить удержания из пенсии излишне выплаченных пенсионеру сумм в связи с предоставлением недостоверных или несвоевременных сведений, влекущих перерасход средств на выплату пенсии. Данный порядок является универсальным в рамках пенсионного обеспечения.
В случае если пенсионер не имеет права на пенсию вследствие предоставления недостоверных сведений, причиненный ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке по нормам ст. 1102 ГК РФ о неосновательном обогащении.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».
Необходимо подчеркнуть, что приведенный пример не представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности в силу того, что лицо, получившее излишние суммы, возвратив данные средства, только восстановит существовавшее изначально правовое положение, но не понесет никаких ограничений в отношении своих имущественных прав (что является необходимым элементом ответственности), поскольку данные средства ему изначально не принадлежали. Со стороны пенсионного органа данные действия можно оценить как предусмотренный законодательством способ самозащиты права.