Адекватному восприятию одним человеком другого мешают
– сложившиеся стереотипы (упрощенные образы определенных социальных типов, ситуаций и т.д.). Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ служащего, как просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы – упрощённые образы определённых социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации. Примерами стереотипов могут служить высказывания типа: " все мужчины …", " все женщины …".
– существующие установки (готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом), в том числе конфликтные установки. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, формирующаяся под воздействием слухов, мнений и суждений. Например, предприниматель договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения договора. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы об этом человеке. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.
|
|
В конфликтных ситуациях стереотипы и негативные установки углубляют раскол между оппонентами и затрудняют урегулирование и разрешение межличностного конфликта.
– недоразумения (неправильное понимание одним человеком другого). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные, и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.
– межличностная несовместимость (взаимная антипатия между партнерами, сложившаяся на основе несовпадения социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темперамента). Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта, который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.
Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствие к достижению цели. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка - предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определённым образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.
|
|
В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения и др.
Связь общности и остроты конфликта
Г. Зиммель заметил, чем ближе связь между партнёрами по общению, тем острее их конфликты. Люди, у которых много общего, чаще куда несправедливее обижают друг друга, чем чуждые.
Обидчивость – мощный фактор раковых заболеваний!
Мотивы конфликтов. Варианты исхода межличностного конфликта.
Ч. Макклинток в 1975 г., освещая результаты многолетнего экспериментирования, выявил 4 разновидности социальных мотивов в экспериментальных играх:
1) мотив максимизации общего выигрыша (стремление к кооперации)
2) мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм)
3) мотив максимизации относительного выигрыша (мотив соперничества)
4) мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм)
Позднее в его работах были выявлены ещё 2 мотива:
5) мотив минимизации выигрыша другого (агрессия)
6) мотив минимизации различий между собственным и чужим выигрышем
Причины межличностных конфликтов:
– принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута за счёт ущемления интересов другого
– форма отношений между людьми, но не ущемляя их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов
– мнимое противоречие, которое может быть спровоцировано ложной, искажённой информацией или неверной интерпретацией событий и фактов
Межличностные конфликты могут протекать в форме:
1. Соперничества
2. Спора
3. Дискуссии
В зависимости от причин и поведения конфликт может иметь исход:
– уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий (разрушительное поведение). Это ситуация, когда один камешек (проблема) рождает камнепад, единственный выход – смотреть наверх.
– сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя.
– компромисс – взаимные уступки с обеих сторон.
– эскалация напряжённости и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние.
– силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны вынуждают силой принять тот или иной исход противоречия.
– решение конфликта с учётом интересов конфликтующих сторон.