double arrow

ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ

Ключевой категорией товарного производства является товар. Существуют разные понимания его сущности. Обратимся хотя бы к двум из них.

1. В марксистской теории товар рассматривается как полезный
человеку продукт труда, предназначенный для продажи.
Из этого
определения следует, что:

1) товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;

2) товаром является то, что апробировано трудом; например, ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать ими после того, как затрачен труд на их сбор;

3) товаром является то, что предназначено для продажи..

2. В австрийской экономической школе (ее видным представи­
телем является К. Менгер) товар определяется как специфическое
экономическое благо, произведенное для обмена.

К экономическим благам Менгер относит те, которые явля­ются объектом или результатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями.

Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое — не учитывает.

Несмотря на различие подходов, и той и другой школой при­знается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы и разного вида услуги.

Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещест­венной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект. Товары могут носить как материальный, так и нематериаль­ный характер.

Товар обладает двумя свойствами:

• способностью удовлетворять какую-либо человеческую по­требность;

• способностью обмениваться на другие товары.

СПОСОБНОСТЬ ТОВАРА УДОВЛЕТВОРЯТЬ КАКУЮ-ЛИБО ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ.

Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удов­летворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т. е. является общественной потребительной стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со способностью товара обмениваться на другие товары.

СПОСОБНОСТЬ ТОВАРА ОБМЕНИВАТЬСЯ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ПРО­ПОРЦИИ ЕСТЬ МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ.

Вопрос, ЧТО лежит в основе обмена и определяет количест­венную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, впервые поставил Аристотель. В дальнейшем разные экономисты отвечали на него по-разному.

По мнению сторонников ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОС­ТИ, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость. Следовательно,

СТОИМОСТЬ - ЭТО ОВЕЩЕСТВЛЕННЫЙ В ТОВАРЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРУД ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.

По мнению сторонников ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗ­НОСТИ, в основе обмена лежит полезность.

Представители ЗАТРАТНОЙ КОНЦЕПЦИИ сводят стоимость к издержкам.

Обратимся к этим концепциям.

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ сформировалась в тече­ние XVIII и XIX вв. Ее основы мы находим в работах классиков политэкономии, которые определяли стоимость трудом, затра­ченным на производство товара. К. Маркс и Ф. Энгельс счита­ли, что в основе стоимости лежит общественный абстрактный труд. По мысли Маркса, труд товаропроизводителя двойственен. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом — определенной потребительной стоимостью. Поэ­тому создающий ее труд получил название конкретного труда, с другой стороны, труд — это затрата рабочей силы вообще, без­
относительно к ее конкретной форме, частица совокупного об­щественного труда. Он называется абстрактным трудом. Именно он создает стоимость, ибо является тем общим в труде различных
специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг к другу.

Различны были взгляды и на меру стоимости. Смит за меру стоимости принимал рабочее время; Рикардо — рабочее время на производство товара в худших условиях производства; Маркс

определял стоимость

ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМЫМ РАБОЧИМ ВРЕМЕ­НЕМ, КОТОРОЕ ИДЕТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТА ПРИ ОБЩЕСТВЕННО-НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРО­ИЗВОДСТВА: СРЕДНЕМ УРОВНЕ УМЕЛОСТИ И ИНТЕН­СИВНОСТИ ТРУДА.

Теория ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ наиболее ярко выра­жена в трудах представителей австрийской школы: К. Менгера, II. Бем-Баверка, Л. Вальраса, У. Джевонса и др.

Сторонники этой концепции определяют стоимость, исходя из субъективных оценок покупателей. А субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данно­го блага (редкости) и от степени насыщения потребности в нем. 11апример, если вас мучает жажда, а вы находитесь в пустыне, где вода — редкость, то первый сосуд воды для вас бесценен. По мере утоления жажды полезность каждого последующего, дополнитель­ного сосуда будет для вас уменьшаться. Последний потребляемый сосуд с водой имеет для вас наименьшую полезность.

Вывод: предельная полезность — это дополнительная полез­ность, которую извлекает потребитель из одной еди­ницы товара или услуги. Она равна изменению об­щего количества полезности, деленному на изменение в потребленном количестве. ЗАТРАТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ представлена в трудах Дж. Мил-'1я, Дж.Р. Мак-Куллоха и других, сводивших стоимость к издержкам производства, т. е. затратам на средства производства и опла­ту труда.

Попытки объединить эти теории предпринимались Е. Бем-Баверком, А. Маршаллом, Дж. Кларком, П. Самуэльсоном.

Наиболее удачной оказалась концепция А. Маршалла, в кото­рой он отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат).

Тем самым в предложенном им методе анализа определя­ется взаимовлияние полезности, спроса — предложения, издержек и цены.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: