double arrow

Введение в литературоведение

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Введение в литературоведение

Наука о литературе называется литературоведением. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе на­учного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины, как теория литературы, история лите­ратуры и литературная критика.

Т е о р и я литературы изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала.

Более частные, но не менее важные задачи решает и с т о­ р и я литературы. Она исследует процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе различных литературных явлений. В поле зрения историков лите­ратуры входят конкретные литературные произведения и литературно-критические статьи, творчество отдельных писателей и критиков, формирование, особенности и исторические судьбы художественных методов, литературных видов и жанров.

Поскольку развитие литературы в каждой стране неразрыв­но связано с историей жизни данного народа и отличается не­повторимым национальным своеобразием, постольку история литературы подразделяется на истории отдельных националь­ных литератур. Это не значит, однако, что историко-литератур­ное рассмотрение ограничивается только национальными рам­ками. Напротив, прослеживая литературный процесс, проте­кавший в одной стране, историк литературы обязан выяснить его связь и взаимодействие с литературным процессом в дру­гих странах и охарактеризовать общечеловеческое значение того национального вклада, который был внесен или вносится определенным народом во всемирную литературу. Всемирной же она, подобно всемирной истории, становится лишь на опре­деленном этапе развития, в процессе возникновения и укрепле­ния связей и взаимодействий между народами.

Л и т е р а т у р н а я к р и т и к а — живой отклик на важнейшие литературные события времени. Ее задача — всесторонний анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности. Предметом ана­лиза в литературно-критических работах может быть или отдельное произведение, или творчество писателя в целом, или ряд произведений различных писателей. Цели литературной критики двояки. С одной стороны, критик призван помочь чи­тателям правильно понять и по достоинству оценить разбирае­мые им произведения. С другой стороны, задачей критика являет­ся содействие дальнейшему творческому росту самих писа­телей. Указывая на положительные и отрицательные стороны тех или иных литературных произведений, критик помогает писателям развивать и совершенствовать ценное и преодолевать ошибочное. Теория литературы, история литературы и литературная критика находятся в непосредственной связи и взаимодействии.

Теория литературы в своих научных построениях опирается на всю совокупность добытых историей литературы фактов и на достижения критических исследований и оценки литературных памятников.

История литературы исходит из общих разработанных тео­рией литературы принципов рассмотрения литературного процесса и при освещении литературного материала основывается на результатах литературно-критических работ.

Литературная критика, отправляясь, подобно истории литературы от теоретико-литературных предпосылок, в то же время строго учитывает историко-литературные данные, помогающие ей выяснить степень того нового и значительного, что вносится в литературу анализируемым произведением по сравнению с предшествующими. Тем самым литературная критика обогащает историю литературы новым материалом, проясняет тенденции и перспективы литературного развития.

Нами названы три основные отрасли литературоведения. Кроме них, литературоведение, как и всякая другая наука, располагает и вспомогательными дисциплинами, к числу которых относятся историография, текстология и библиография.

Историография литературоведения собирает материа­лы, знакомящие с историческим развитием теории и истории литературы и литературной критики. Освещая пройденный каждой данной наукой путь и достигнутые ею результаты, исто­риография позволяет плодотворно продолжать исследование, опираясь на все лучшее, что было в данной области уже со­здано.

Текстология устанавливает в нужных случаях автора безымянного художественного произведения или научного тру­да, определяет степень законченности различных редакций, очищает от посторонних привнесений исследуемые тексты. Восста­навливая окончательную, каноническую, редакцию тех или иных произведений, текстологи оказывают неоценимую услугу как читателям, так и исследователям.

Библиография — указатель книг — помогает ориенти­роваться в громадном количестве как художественных произве­дений, так и теоретических и историко-литературных работ. Она регистрирует, а подчас и снабжает кратким описанием издания сочинений писателя, специальные работы о них, общие труды литературоведческого характера.

В разработке своего материала литературоведение постоян­но опирается на данные ряда других наук. Анализ и обобщение практики литературного творчества и литературного развития, естественно, неотделимы от понимания всего развития общест­венной жизни, в процессе которого возникают и складываются различные формы общественного сознания. Поэтому естествен­но обращение литературоведов к ряду научных дисциплин, тес­но связанных с наукой о. литературе: к философии, и эстетике, к истории, к науке об искусстве и науке о языке.

На филологических факультетах и литературы высших учебных заведений изучаются два теоретических курса: «Введение в литературоведение» и «Теория литературы».

«Введение в литературоведение» знакомит с основными понятиями теории литературы и создает необходимую перспективу для дальнейшего изучения теории и истории литературы в высшем учебном заведении. Главное внимание в этом курсе уделяется рассмотрению общих свойств художественной литературы, осо­бенностям отдельных литературных произведений, важнейшим закономерностям литературного процесса.

«Теория литературы» углубляет и расширяет получен­ные ранее теоретико-литературные знания, развивает навыки анализа творений литературы. В центре внимания этого курса, читаемого выпускникам, — художественные методы и стили, по­этические роды, виды и жанры, традиции и новаторство, пробле­мы социалистического реализма, проблема художественности, принципы литературоведческого анализа, вопросы историо­графии.

«Введение в литературоведение» состоит из трех разделов. В первом характеризуются общие свойства литературы. Второй посвящен выяснению идейно-художественных особенностей литературных произведений. В третьем рассматриваются закономерности литературного развития.

Знакомство с общими свойствами литературы естественно предваряет осмысление тех особенностей отдельных литератур­ных произведений, в которых общие свойства литературы и по­лучают свое конкретное преломление. Усвоение же студентами и общих сведений о литературе в целом, и сведений об отдель­ных произведениях создает необходимую базу для дальнейшей работы по изучению закономерностей литературного развития:

Историческое осмысление закономерностей развития худо­жественной литературы получает во «Введении в литерату­роведение» только свое начало. Позднее, при изучении исто­рико-литературных курсов, это осмысление подкрепляется новым материалом.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: