double arrow

Задачи теории литературы. (совп)

Теория литературы – академическая дисциплина. Связана с историей. История литературы предлагает интерпретацию текста. Интерпретировать произведение можно, опираясь на теорию литературы.

2 пути исследований:

1) Индуктивный (большая часть);

2) Дедуктивный.

Там, где невозможно все проверить на конкретном материале, наука приближается к философии.

Теория близка к научному идеалу объективности (исключает оценочные суждения). Стремится к открытию объективных законов.

Задачи теории литературы разнообразны.

Автор (есть у каждого произведения)

МИР Текст (конкретное авт. пр-ние, фольклорный текст, целый жанр с одинак. внутр. строением)

(вещи, предметы;

социум, психология человека)

Читатель (обычный человек, целевая групп, обобщ. образ читателя)

Текст.

Объективные (формальные) теории. Как построено худ. пр-ние. Аристотель: построение античной трагедии и эпической поэмы. Русский формализм (1916 г., СПб), Московский лингвистический кружок (Шкловский, Тынянов, Томашевский). В сталинскую эпоху запрещено. В 60е гг. идеи формалистов => структурализм (Лотман, Успенский, Иванов, Топоров…). Литературоведение ХХ в. базировалось на лингвистических методах.

Читатель.

Аффективные теории. Как воздействует художественное произведение (реакция читателя). Психология. Аристотель – «катарсис» воздействие трагедии.

Далее – по пути нормативности (писателю предписывают, как он должен писать и как воздействовать).

Поэтика => риторика (искусство убеждать).

XIX-XX вв. – стали изучать реальную реакцию реального читателя. Каждый ли человек читает по-своему или есть общее? Есть ли единое значение текста, которое воспринимает любой читатель? Эмоциональная реакция или интеллектуальная? Существует ли единственно верная интерпретация текста?

Психология восприятия (когнитивные науки).

Мир.

Реалистические теории.

ЧТО отражает худ. пр-ние? (отражение, воспроизведение явлений мира, с элементами вымысла, выдумки)

В любом пр-нии отражаются объективные законы действительности. С позиции социолога – на 1м месте социальные процессы, эстетские теории – на 1м месте вымысел, мысли автора.

КАК отражает мир худ. пр-ние?

При помощи языка. Существует языковая картина мира. Мир делится языком. Слово неоднозначно. Насколько объективно можно выразить? Философия языка.

Автор.

Экспрессивные теории. Что выражает худ. пр-ние?

В античности поэзия – прямое выражение воли богов. Поэт – посредник. Уже в древности это представление изменяется (представление о личном мастерстве автора). Т.е. нужно исследовать психологию автора.

С XIX в. – биографический подход (факты из жизни могут помочь в понимании текста).

Теория возникает, когда личность писателя начинает изучаться всесторонне (психология творчества).

Психоанализ. Традиционная психология. Творческий импульс писателя исследуется со всех сторон (культурные влияния, язык, литературные влияния). Все эти области не отделены друг от друга.

Каждый вопрос можно задать в исторической форме (как изменяется…?).

1) Как изменяются законы построения худ. пр-ния? (Историческая поэтика, Веселовский)

2) Как изменяется воздействие худ. пр-ния? (напр., жанры средневек. лит-ры не предназначены для чтения про себя; сакральность, торжественность)

3) Как меняются представления о мире? (мифологическая картина мира => современная наука)

4) Как меняется фигура и психология автора? Напр., раньше монахи писали летопись для потомков. Потом – в угоду кому-л. (придворные поэты). Социальная роль поэта и писателя меняется даже в течение одного века.

На такие вопросы может быть два ответа:

1. Все случайно, никаких закономерностей нет.

2. Существуют определенные объективные законы.

Каковы эти законы?

- присущи самой литературе

- литература зависит от общества.

Внутренний (теория лит-ры, поэтика) и внешний (социология, психология, история) подход к лит-ре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: