double arrow

Вопрос № 43. Своеобразие целей, содержания и формы эпоса как литературного рода. Виды и жанры эпоса

Эпос – род лит-ры, выделяемый наравне с лирикой и драмой.В эпическом роде лит-ры организующим началом является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет (событийность и конфликты характерны для эпоса). Повествованию присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. (Аристотель: рассказывает «о событии, как о чем-то отдельном от себя») оно ведется со стороны и, как правило, имеет грамматическую форму прошедшего времени. Временная дистанция – одна из самых существенных черт эпической формы.

Повествование: 1)развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность. 2)в более широком значении включает в себя описания (воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного, вовсе неподвижного или периодически повторяющегося) и рассуждения.

В эпическом произведении художественный текст является своего рода сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей, являющихся их поступками.

Эпические произведения используют весь арсенал художественных средств, доступных лит-ре, свободно осваивают реальность во времени и пространстве, не знают ограничений в объеме. (Только эпос может вобрать в себя такое кол-во персонажей, обстоятельств, судеб и т.п.)

В эпосе важно присутствие повествователя. Это – весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Он является посредником между изображаемым и читателем, нередко являясь свидетелем и истолкователем показанных лиц и событий. Текст эпического произведения далеко не всегда содержит сведения о судьбе повествующего, об обстоятельствах ведения рассказа, об его мыслях и чувствах (дух повествования «невесом, бесплотен», Т. Манн). Изобразительная и выразительная значимости речи: она характеризует объект высказывания и самого говорящего (манера воспринимать, видение мира, способ мышления). В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя (Эйхенбаум, Виноградов, Бахтин). Гуковский: «Всякое изображение в искусстве образует представление не только об изображаемом, но и об изображенном. Повествователь – не только более или менее конкретный образ, некая образная идея, некая точка зрения на излагаемое, т. зр. психологическая, идеологическая и географическая. Облик повествователя обнаруживается в своеобразном повествовательном монологе, выразительные функции этого монолога вторичны, но очень важны. Точка зрения: идеологическая, пространственная, фразеологическая.

Разные способы повествования:

- Абсолютная дистанция между повествователем и персонажами→ невозмутимое спокойствие повествователя, дар «всеведения», колорит максимальной объективности (Пример – наш любимый Гомер) Рассказчик чужд действующим лицам→ Эпическое миросозерцание (Шеллинг, Манн). Подобные представления о содержательных основах эпической формы неполны и односторонни (ср. античный роман).

- Субъективно окрашенное повествование. Повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями. (Бородинская битва в «Войне и мире»)

- Рассказ от третьего лица. Повествующий выступает как некое «я», таких персонифицированных повествователей называют рассказчиками (Максим Максимыч в «Беле») Фактами жизни и умонастроениями рассказчики близки самим писателям, но его судьба, жизненные позиции заметно отличаются от того, что присуще автору.

В эпосе изображаются прежде всего поступки персонажей. Основу повествования составляет характеристика действий героев. На ранних стадиях становления искусства не уделялось внимание обстановке действия, чертам характера персонажа, не важным для понимания хода событий. Такое словесно-художественное освоение жизни схематично и примитивно, но просто и привлекательно. (Используется в «Повестях Белкина»). Тенденция к отходу от скупых, суммарных обозначений. Тщательная детализация действий приводит к возрастанию роли драматических эпизодов в эпосе (драматизация эпического рода лит-ры).

В эпических произведениях присутствуют диалоги и монологи, произнесенные вслух и внутренние монологи.

Диалоги и монологи – это выразительно значимые высказывания, демонстрирующие свою «авторскую» принадлежность. Диалог – двустороннее общение, устная форма. Монолог – протекает независимо от реакции окружающих, не прерываемое чужой речью говорение. Могут быть уединенными и обращенными (Бахтин все рассматривает как диалог, т.к. монолог в чистом виде не существует.)

Одноголосие и разноголосие. Одноголосие – персонажи высказываются в той речевой манере, которой требовала жанровая традиция. Разноречие – освоение индивидуальной характерности речи персонажей, которые обрели собственные голоса.

Внутренние монологи. Становление – в творчестве писателя-сентименталиста Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», писателей-романтиков, стало неотъемлемо важным в реалистической литературе. Художественная условность: размышляя наедине с собой человек не облекает мысли в слова.

«Несостоявшиеся». «Предположительные» - монологи, с пояснением о том, что герой так мог бы думать, если бы облекал мысли в слова. Пример – в Поспелове, стр. 224.

Высказывания персонажей эпических произведений часто взаимодействует с поясняющими их высказываниями повествователя. Если они сливаются, - это несобственно-прямая речь. Это речь повествователя, пронизанная лексикой, семантикой, синтаксическими конструкциями речи персонажа. Также см. вопр. 18 (в связи с. освоением пространства и времени), 26.

Разделение литературы на роды и виды. Белинский – Хрестоматия стр. 140.

Эпос представлен такими жанрами, как сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка.

Сказка – вид фольк. Прозы, изв. У всех народов, в отличие от несказочной прозы, воспр. Как нарочитая и поэтическая фикция. Фольклорные эпические жанры мы учили к 06.01.05

Эпопея – наиб крупная и монументальная форма эпич лит-ры, различают героические, древние и эпопеи нового времени. В основе древней – поэтическая стихия героики и мифологическое сознание, то в основе Э. Нового времени- реалистическое сознание мира.

Повесть – средний эпический жанр

Рассказ – малый эпический жанр, 1-2 эпизода, характера.

Новелла отличается от рассказа неожиданной развязкой (point)

Басни, поэмы.

Роман – большая форма эпического жанра литературы, Наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц., многоголосие..

.



Вопрос № 44. Роман, его жанровые модификации. Происхождение и развитие русского и европейского романа.

Роман – большая форма эпического жанра литературы, Наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, преимущественно прозаический жанр. Первоначально, в средневековой Европе, термин означал повествовательную литературу на романских языках (лат.), ретроспективно так назвали и некоторые произведения античной лит-ры.

В истории европейского романа можно выделить ряд исторически сложившихся типов, последовательно сменявших друг друга. Возникший в эллинистическую эпоху античный роман своим вымышленным любовно-приключенческим сюжетом отличался от эпоса. Это мы тоже уже выучили.

Сочетание любовного и приключенческого элемента характерно и для рыцарского романа, популярного в средние века в Европе (Артуровский цикл). Рыцарь – идеальный влюбленный, готовый на любые испытания ради дамы сердца.

Подлинный расцвет романа – за пределами средневековья. Появляется новелла - форма, подготавливающая роман (Декамерон)

В 16-17 веках оформляется плутовской роман. Его тема – восхождение инициативного человека из низших сословий по соц. лестнице. («Жизнь Ласарильо с Тормеса» Сорель)

В 18 веке складывается такая черта романа, как изображение характера во внутреннем развитии и связанный с ним психологизм («Кларисса» Ричардсона) Сюжет имеет концентрическое строение, т.к. подчинен развитию хар-тера в едином конфликте. Развиваются две линии Роман соц-бытовой (Филдинг) и психологический (Ричардсон)

Роман становится одним из ведущих жанров. На рубеже веков роман переживает кризис: субъективно-лирический хар-тер романтической литературы противоречит эпической сущности романа. Романы стали напоминать лирические поэмы в прозе. Романтический период имел для романа обновляющее значение, подготовил его новый взлет и расцвет. В эпоху реализма роман обретает и наиб. сюжетное разнообразие, освобождаясь от

традиционных схем, и осваивая новые, подсказанные жизнью сюжеты. Гегель считал типичным для совр. ему романа конфликт между поэзией сердца и прозой отношений, случайностью внешних обстоятельств. Стремление героя к идеалу и невозможность его достижения.

На 2 треть 9 века приходится классическая эпоха романа. Особенную роль играет русский роман. В творчестве величайших писателей достигает качественно нового уровня одно из решающих свойств романа – его способность воплотить всеобщий, всечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях героя. Роман Толстого и Достоевского оказал воздействие на дальнейшее развитие жанра в мировой литературе. Крупнейшие романисты 20 века Манн, Голсуорси, Фолкнер, Хемингуэй, Тагор - их последователи.

В декадентном романе 20 века подобный конфликт отличается безысходностью и часто приобретает глубоко пессимистическую интерпретацию.

В первые послереволюционные годы была популярна идея, что в новом, революционном романе главным и единственным содержанием должен стать образ массы. При реализации этой идеи роман оказался на грани распада, превращаясь в цепь бессвязных эпизодов (Пильняк)

В 20 в. частое стремление ограничиться изображением внутреннего мира выражается в попытках воссоздать т.наз. «поток сознания» (Пруст, Джойс) → роман теряет свою эпическую природу и перестает быть романом в подлинном смысле этого слова. Роман может действительно развиваться на почве гармонического единства объективного и субъективного, внешнего и внутреннего в человеке (Шолохов, Фолкнер)

У Поспелова идет социалистический бред, если хотите, читайте на стр. 409 с середины страницы.

В многообразии жанровых определений романа просматриваются 2 большие группы: тематические определения – автобиографический, военный,, детективный, документальный, женский, интеллектуальный, исторический,, морской, политический, приключенческий, сатирический, сентиментальный, социальный, фантастический, философский, эротический и др.; структурные – роман в стихах, р-памфлет, -притча, с ключом, -сага, - фельетон, -ящик, -река, эпистолярный и пр., вплоть до современных телеромана и фоторомана. Особняком стоят исторически сложившиеся обозначения романа: античный, викторианский, готический, модернистский, натуралистический, плутовской, просветительский, рыцарский и пр.

Не забудьте упомянуть, насколько в романе важен социальный фон (очень) и то, что это единственный становящийся жанр и не пишется по канону.



Вопрос № 45. Своеобразие целей, содержания и формы лирики как литературного рода. Жанрово-видовое деление лирики.

Лирика - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания [S1] и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды лит-ры, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни.

Платон назвал лирику простым повествованием в противоположность в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме, эпос же смешивает и то и другое. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом пр-нии обозначается какой-л. событийный ряд, то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Гаспаров ищет сюжет везде, но это очень спорно, традиционно считается, что в лирике его нет.

Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система худ. средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения челов. души

Лирическая эмоция – сгусток, квинтэссенция душевного опыта ч-ка. Гинзбург: лирика – «самый субъективный род лит-ры, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». В основе – душевное озарение, результат творч. Достраивания и преображения того, что испытано.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика – художественное освоение сознания и бытия (Поспелов). Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирика способна запечатлеть:

- Простр-врем. Представления

- Связь чувства с фактами быта и природы

- Религиозный характер и т.п.

Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лир. поэмы) Принцип лир. рода лит-ры как можно короче и как можно полнее. Приближается к сентенциям.

Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно.

Для лирики характерно:

- Тяготение к стихотв. ф-ме

- Экспрессивность речи, доходящая до предела

- Автопсихологичность, т.к. лир герой/субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п.

- Суггетивность – максимальная внушающая, заражающая сила.

Посмотрите лекцию по лирике, если есть, там цитаты, которые нравятся Чернышевой.

Виды лирики:

- Описательная (пейзажная)

- Повествовательная (событие, эпизод)

- Ролевая (монолог от лица персонажа)

- Медитативная (любовная, философская)

Лирический герой и субъект

Для Чернышевой: лир. субъект ближе к личности автора, чем лир. герой. Герой = роль, субъект = субъект тв-ва.

Для Волковой: субъект – образ из 1 стихотворения, герой – собирательный образ всего тв-ва или цикла (Тынянов: «образ поэта в лирике»). Если перепутаете и скажете, Чернышевой то, что предназначается для Волковой, ссылайтесь на Лидию Гинзбург.

Ведущие лирические жанры (основное условие – они должны быть поддержаны традицией):

- послание, элегия, ода, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет

- является ли «лир. стихотворение» жанром – спорный вопрос




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: