К. Д Ушинский - основатель русской педагогической науки. Педагогика как наука и искусство

Воспитание есть основа пед. системы Ушинского. Под народностью он понимал, своеобразие каждого народа, обусловленное историч. развитием, географич. и природными условиями. Лучшим выражением народности, по его мнению есть родной язык, история, география и религия. Он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя их признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем

Анализируя понятие педагогики как науки и ее предмет– процесс воспитания, – К.Д.Ушинский приходит к заключению, что педагогику (как методику, политику) нельзя назвать наукой в строгом смысле этого слова. Это не наук, а искусство, которое имеет цель «не обучение того, что существует независимо от воли человека, а практическую деятельность, – будущее….»: искусство, которое «стремится создать то, чего еще нет и перед ним в будущем достигается цель и идеал его творчества». В этом смысле педагогика, по мнению К.Д.Ушинского, есть высочайшее из искусств, потому что оно признано удовлетворить наиболее значимую из потребностей человека – стремление к совершенствованию человеческой природы.

Овладение педагогической наукой полагал Ушинский, мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца, созидателя, художника своего дела. С этой точки зрения педагогика не только наука, но и искусство самое обширное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.

Учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель. Основной инструмент учителя – обучение. Главное достоинство … преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитать учеников своим предметом. Считал, что воспитателем может быть тот человек, кто умеет видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своем общении с детьми, когда немеет им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный гражданский поступок, чем бы для него он не завершился, чем бы он ему не грозил.

По проекту Ушинского в России были открыты лучшие учительские семинарии. К.Д.Ушинский высказал идею об открытии педагогических факультетов в университетах, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей средних школ, предлагал сконцентрировать при педфакультетах развитие и распространение педагогической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: