Вопрос 31. Педагогика Л.Н. Толстого, его критика теории Ф. Фребеля

Гениальный писатель, оригинальный мыслитель Лев Николае­вич Толстой (1828—1910) сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики.

Л.Н. Толстой резко критиковал буржуазную культуру, науку и просвещение. Он показал, что они служат не народу, а эксплуа­таторам; девять десятых трудящихся людей не верит, что прогресс несет с собою благо, не пользуется достижениями культуры и просвещения. «Прогресс книгопечатания, как и прогресс электри­ческих телеграфов,— писал Толстой,— есть монополия известного класса общества, выгодная только для людей этого класса, которые под словом прогресс разумеют свою личную выгоду, вследствие того всегда противоречащую выгоде народа. Наука, считал Толстой, принадлежит избранным, владеющим средствами образования. Правильно критикуя антинародную сущность буржуазной культуры, Толстой не признавал, что в этой культуре есть и положительные для народа элементы. Это непризнание сказалось в его взглядах на образование народа. С нескрыва­емым скептицизмом описывал он занятия и в детских садах Германии, работавших по фребелевекой системе. В статье «О народном образовании» (1874) Л. Н. Толстой, критикуя различные руководства по наглядному обучению, а также руковод­ства, как вести детские сады по системе Фребеля, указывал, что существующие фребелевские детские сады являются «одним из самых безобразных порождений новой педагогики».

Мысли Толстого об опыте как базе научной педагогики, о свободе как критерии педагогики были положены им в основание его теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859—1862). Эта школа была создана писателем для детей крестьян и явилась замечательной педагогической лабора­торией, опытом нового воспитания детей. Деятельность Ясно­полянской школы — одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в. Однако в опыте работы этой школы были и свои слабые стороны. Л. Н. Толстой переоценивал роль личного, стихийного опыта и текущих инте­ресов и настроений детей в определении содержания учебных занятий. Он допускал такой условный порядок и своеобразный режим, когда ученик» могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т. д. В Яснополянской школе имело также место религиозное воспитание детей.

Л.Н. Толстой горячо пропагандировал необходимость самого бережного, внимательного и любовного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. Работа писателя в Яснополянской школе дает яркие примеры такого отношения к детям. Сам Толстой и учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуаль­ные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воз­действия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной педагоги­ки. Русские педагоги, работавшие в области дошкольного вос­питания, стремились не только пропагандировать в педагогиче­ской печати эти заветы Толстого, но и осуществлять их в практике работы дошкольных учреждений.

Л.Н. Толстой был замечательным педагогом и психологом, умевшим глубоко понять внутренний мир ребенка, его психо­логические проявления в процессе роста и воспитания. Он обнару­жил тонкое понимание детской психологии, способность глубоко разбираться в том, какие условия необходимы для правильного формирования личности человека в период его детства, отрочества и юности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: