Существуют три формы записи ОРУ:
1. Обобщенная запись.
2. Конкретная терминологическая запись.
3. Графическая запись.
Обобщенная запись упражнений предусматривает запись только их названия, возможных направлений выполнения, исходных и конечных положений, без конкретизации движения по счетам. Например: “Наклоны вперед и назад”, “круговые движения руками”, “сгибания - разгибания рук в упоре лежа”. Такая запись используется при составлении всевозможных учебных пособий, программ, рабочих планов.
Конкретная терминологическая запись применяется при непосредственной подготовке к занятию и составлении конспектов. Она подразумевает точную запись упражнений по счетам.
Например:
И.п. – основная стойка
1 - наклон вперед прогнувшись, руки за голову;
2 - присед, руки вперед;
3 - наклон вперед, коснуться руками пола;
4 - И.п.
Графическая запись используется для наглядности и быстроты либо как иллюстрация к терминологической, либо взамен ее. Она предусматривает изображение движений каждого счета схемой-рисунком.
|
|
При записи комплексов упражнений принято обозначать название комплекса, например “Комплекс ОРУ с набивным мячом”, давать порядковый номер упражнения и его терминологическую или графическую запись. При записи комплексов по форме конспекта урока даются соответствующие каждому упражнению записи в графах “содержание”, “дозировка” и “методические приемы”, например:
Таблица 1.
Содержание | Дозировка | Методические приёмы | |
I II | И.П.- о.с 1-2 – встать на носки, дугами наружу руки вверх 3-4. – и.п. И.п. – стойка на руки а пояс 1 – наклон прогнувшись, руки в стороны 2 – упор присев 3 - упор сидя 4 и.п. и так далее | 8 раз 10 раз | Совмещенное объяснение и показ. Темп подсчёта медленный. Дать указание о вдохе и выдохе. Показ. Повернуть группу на пол-оборота. Постепенно увеличивать темп подсчёта |
Запись ОРУ в соответствии с устоявшимися правилами дает следующие преимущества:
1. Компактность записи.
2. Облегчение взаимопонимания специалистов.
Однако следует учитывать, что при объяснении упражнений в ходе работы с неспециалистами злоупотреблять терминологией неуместно. Для достижения взаимопонимания можно использовать дополнительные пояснения, адаптировать специальную терминологию к уровню восприятия учащихся.
Запись общеразвивающих упражнений.
При записи комплекса общеразвивающих упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не даётся названия, то его заголовком является эта римская цифра.
В этой же строчке записывается и. п., а с каждой новой строки — счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия.
|
|
Например:
IV. И. п. — стойка, руки вверх (рис. 8):
1 — присед, руки вперед;
2 — разгибая ноги, наклон вперед, коснуться ладонями пола;
3 — присед, руки в стороны;
4 — встать, руки вверх.
Из примера видно, что конечным положением в упражнении является и. п. Это служит отличительным признаком всех общеразвивающих упражнений.
Запись упражнения на каждый счет может начинаться, как в приведенном примере, со строчной буквы после тире.
Другой вариант — запись с большой (прописной) буквы после точки, например:
IV. И. п. — стойка, ноги врозь, руки на пояс (рис. 9).
1 — поворот туловища направо, руки в стороны;
2 — поворот в и. п., руки на пояс;
3-4 — то же в другую сторону.
В последней строчке примера показано, как можно сократить запись упражнения, если вторая его половина выполняется симметрично первой. Еще больше сокращается запись общеразвивающего упражнения, составленного на 8 счетов, например:
5-8 — то же с другой ноги.
Рис. 8 | Рис.9 |
Объединить можно также запись нескольких одинаковых движений, например: 2—3—два пружинящих наклона вперед.
Объединить можно и запись одного движения, длящегося более чем один счет, например:
1- 2 — встать на носки, руки вверх.
При записи общеразвивающих упражнений указывают только изменяемые положения звеньев. При этом могут отсутствовать основные термины, что сообразуется с требованием краткости и правилами сокращения. Рассмотрим пример.
Из исходных положений в общеразвивающих упражнениях самым распространенным является стойка. Этот термин означает стойку на ногах, на всей стопе. Наиболее простая из стоек - основная, записываемая обычно о. с. Другие стойки являются основными: стойка, руки вверх, стойка, ноги врозь, руки на пояс и т.д. Стойка, выполняемая не на прямых ногах, называется полуприседом (рис. 10), или приседом. Если основной опорой является не стопа, то условия опоры оговариваются, например: стойка на носках, на лопатках, на коленях (рис. 11), на правом колене (рис. 12), на руках (рис. 13), на голове (рис. 14).
Рис.10 | Рис.11 | Рис.12 | Рис.13 | Рис.14 |
Исходными положениями могут быть также седы, упоры, положения лежа. Сед, или положение сидя без дополнительной опоры, имеет три основные разновидности: сед, сед ноги врозь, сед на пятках (рис. 15). Наличие существенной опоры руками дает основание определять такое положение, как упор сидя (рис. 16), упор сидя углом (рис. 17) и т.п.
Рис. 15 | Рис. 16 | Рис. 17 |
Упор называется смешанным, если опора выполняется руками (рукой) и другой частью тела. К смешанным упорам, кроме упоров сидя, относятся упор присев, упор лежа, упор лежа сзади на предплечьях (рис. 18), упор стоя на коленях (рис. 19), упор стоя согнувшись (рис. 20). В простых упорах опора выполняется только руками — двумя или одной, например: упор углом (рис. 21), упор углом вне (рис. 22), горизонтальный упор (рис. 21), горизонтальный упор на локте (рис. 23).
Рис. 18-23
Не сходя с места, можно принимать более высокие или низкие и.п. В последнем случае используются команды: присесть! сесть! лечь! полуприсед принять! наклониться вперед! Для перехода в стойку из стойки на носках дается команда: опуститься! или: опуститься на всю стопу! Переход из более низких положений в стойку или стойку на носках выполняется соответственно по команде: встать! (или: встать на носки!).
Перемещение вперед, назад, в сторону может выполняться шагом, перестановкой рук, толчком ног, прыжком, выпадом. Последний термин означает не только движение, но и принимаемое в результате положение: выпад правой, выпад правой назад (рис. 24), выпад левой вправо и т.д. Для одноименных выпадов вставляемая нога не указывается, например: выпад вправо, руки “стороны (рис. 25), выпад влево.
Рис. 24 | Рис. 25 | Рис. 26 | Рис. 27 |
Наклон может выполняться не только из стойки, но и из седа например: сед ноги врозь с наклоном, руки за голову (рис. 26) сед с наклоном. Последний называют иногда седом согнувшись. В сочетании с выпадом наклон в одноименную сторону описывается дополнительным термином, например: наклонный выпад вправо, руки вверх (рис. 27).
|
|
Повороты вокруг продольной оси тела записываются словами без цифр, если они выполняются на 45º, 90º, 180º соответственно как полповорота,поворот (направо или налево), поворот кругом (налево — если не указано обратное). В остальных случаях необходимо указывать сторону и величину поворота, например на 135º, направо кругом.
Запись акробатических упражнений.
Акробатические упражнения состоят из статических и динамических элементов.
Основными статическими элементами являются стойки, упоры, равновесия, мосты и шпагаты. К стойкам относятся перевернутые вертикальные положения (вниз головой) — стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на предплечьях, стойка на руках. Сложными акробатическими элементами являются простые упоры. Равновесия выполняются на одной ноге с наклоном: равновесие на левой (рис. 28), заднее равновесие (с наклоном назад), боковое равновесие и т.д.
Акробатический мост выполняется с опорой на обе руки и ноги (рис. 29), его разновидности: мост на левой ноге (рис. 30), мост на правой ноге и левой руке и т. п. Шпагат, или прямой шпагат (рис. 31), часто неправильно называют поперечным, ибо ось предельно разведенных ног параллельна, а не поперечна оси плеч. В других шпагатах указывается нога, находящаяся спереди: шпагат правой (рис. 32), шпагат левой.
Рис. 28 | Рис. 29 | Рис. 30 |
Рис. 31 | Рис. 32 |
Запись упражнений на гимнастических снарядах.
Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие.
В упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор (рис. 33), упор на предплечьях (рис. 34), упор ноги врозь правой (рис. 35) или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках (рис. 36), упор руки в стороны на кольцах (крест) (рис. 37).
|
|
Рис. 33 | Рис. 34 | Рис. 35 | Рис. 36 | Рис. 37 |
В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис (рис. 38), вис прогнувшись (рис. 39), вис согнувшись (рис. 40).
Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только руками (реже только ногами). При использовании дополнительной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными. К ним относят, например, вис присев (рис. 41), вис лежа (рис. 42), упор лежа ноги врозь (рис. 43), упор стоя (рис. 44).
Рис. 38-44
Способ держания за снаряд называется хватом. Хват сверху не указывается, остальные виды хватов должны записываться: снизу, разный (одна рука сверху, другая снизу), обратный и окрестный. Один и тот же хват может быть широким, узким, сомкнутым и обычным, т.е. на ширине плеч (последний не записывается).
Хват называется глубоким, если гимнаст находится в висе, а кисти согнуты и лежат на опоре (кольца, концы жердей) сверху.
Кроме упоров и висов, на снарядах можно принимать седы и стойки, например: сед на бедре (рис. 45), стойка на плечах (рис. 46).
В седах опора руками не должна быть основной. В противном случае это положение должно называться упором, например: упор сидя ноги врозь (рис. 47), упор сзади (рис. 48). На бревне, кроме всех вышеуказанных положений, могут выполняться равновесия и другие упражнения. В этих случаях применяются аналогичные термины.
Рис. 45 | Рис. 46 | Рис. 47 | Рис. 48 |
Упражнения на гимнастической стенке, скамейке и в парах.
Общеразвивающие упражнения, выполняемые на гимнастической стенке и гимнастической скамейке, записываются по правилам общеразвивающих упражнений. Элементы на этих снарядах выполняются, как правило, под счет и записываются с использованием терминов упражнений на гимнастических снарядах. Кроме уже изложенных правил, запись упражнений на стенке и скамейке имеет и свои особенности.
Относительно скамейки гимнаст может располагаться продольно, поперек, лицом, спиной, боком, а относительно стенки — лицом, спиной, боком. При записи исходных положений относительно стенки или скамейки используются все указанные термины, в отличие от упражнений на снарядах, где обычное положение (поперек или продольно) по правилам сокращения не указывается.
Рис. 49-53
Запись и. п. в упражнениях на скамейке отличается от таковой в общеразвивающих упражнениях без предмета только указанием положения относительно скамейки, например: сед ноги врозь на скамейке поперек (рис. 49, а, б), упор лежа на скамейке продольно (рис. 50), упор лежа на скамейке поперек (рис. 51). Иногда положение относительно скамейки можно определить и без специального указания на это, например: стойка на левой, правую вперед на скамейку (рис. 52), упор лежа, ноги на скамейке (рис. 53).
В записи и. п. на стенке указывается положение относительно нее и особенности хвата, например: вис стоя сзади на третьей рейке снизу (рис. 54), вис стоя левым боком на рейке, хват левой снизу на уровне пояса, правой — сверху над головой (рис. 55), вис стоя лицом к стенке, хват на уровне плеч (рис. 56).
Положение стоя хватом за рейку при указании и. п. так и записывают, не называя это упором стоя, например: стоя лицом к стенке, хват на уровне груди (рис. 57), стоя правым боком, левую вперед на носок, хват на уровне плеча, левую руку на пояс
Рис. 54-57
(рис. 58), полуприсед спиной к стенке, хват снизу на уровне пояса (рис. 59), вис стоя углом-книзу (рис. 60). Если упор на стенку выраженный, то это упор стоя (рис. 61).
Рис. 58-61
И. п., в котором занимающийся касается стенки, опираясь на нее не руками, или вообще не опирается, называется, как и в общеразвивающих упражнениях без предмета, стойкой, например: стойка спиной к стенке, касаясь (рис. 62), стойка лицом на шаг от стенки (рис. 63), стойка правым боком, правую в сторону на рейку (рис. 64).
Общеразвивающие упражнения любого типа, в том числе на стенке и на скамейке, могут выполняться в парах. Взаимное положение партнеров записывается так же, как и относительно стенки или скамейки, например: стоя лицом на расстоянии шага друг от друга с полунаклоном вперед, руки на плечи друг другу (рис. 65), сед спиной друг к другу с захватом под локти (рис. 66).
Для выполнения несимметричных парных упражнений занимающихся рассчитывают по двое, при этом записывается положение каждого партнера. Например, и. п.: 1-е — вис на верхней рейке лицом к стенке, 2-е — захватить голени партнера (рис. 67). Положение вторых номеров (стоя наклониться) не уточняется, так как они здесь играют вспомогательную роль. Вид хвата записывается, если возможны его варианты. Например, и. п.: 1-е — лежа на животе, руки вверх, 2-е — захват рук партнера изнутри выше локтей (рис. 68).
Рис. 62-68
Запись несимметричных парных упражнений может содержать описание действий только партнера, выполняющего активную или основную роль (рис. 69):
1-2 — дугами наружу, приподнимая руки партнера вверх;
3-4 — то же в обратном направлении.
Рис. 69, 69а
При необходимости записываются действия обоих партнеров, например:
И. п.: 1-е — упор лежа на согнутых руках, 2-е — захватить голени партнера (рис. 69, а);
1-2: 1-е — разогнуть руки, 2-е — выпрямиться (рис. 92, б);
3-4: 1-е — согнуть руки, 2-е — наклониться, опустить ноги партнера на пол (рис. 69, а).
Список литературы и интернет-источников:
1. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры / под ред. А.И. Шлемина, А.Т.Брыкина; М., ФиС,1979 г.
2. Аракчеев В.Н., Коркин В.П. Акробатика. М.: Физкультура и спорт, 1989. – 144с.
3. Брыкин А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика. – М.: ФИС, 1985. – 368с.
4. Габриелова Е.В. О хореографической подготовке в гимнастике // Гимнастика. – Вып.1,1975. – с.30-35.
5. Гимнастическое многоборье: Женские виды./ Под ред. Гавердовского Ю.К. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – с.326-331
6. Лисовская Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: ФИС, 1976. – 186с.
7. Спортивная акробатика: Уч. для ин-тов ф.к. – под. Ред В.П.Коркина – М.: ФИС,1981. – с.208-214.
8. Спортивная гимнастика: учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Ю.К.Гавердовского и В.М.Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – с.140-141.
9. Спортивная гимнастика: учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Ю.К.Гавердовского и В.М.Смолевского. – Киев, 1999. – с.270-283.
10. Художественная гимнастика: уч. для ин-тов ф.к./Под ред. Т.С.Лисицкой. – М.: Фис, 1982. – 233с.
11. Шилина И.А. Хореография в спорте. - Ростов н/д: «Феникс», 2004. – 224с.
12. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики. Учебно-методические рекомендации. Ростов-на-Дону, 2006
13. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.