Социальная стратификация и потребительское поведение

Как и чем различаются люди, относящиеся к бедным, сред­ним и богатым?

Возможно, здесь будет уместно напомнить читателям так называемые законы Энгеля — эмпирические закономерности изменения структуры расходов домохозяйств в зависимости от возрастания размера полученного ими дохода.

Законы Энгеля послужили основой для построения модели Д.М. Кейнса «доходы—расходы». В них, в частности, были сделаны следующие выводы.

• По мере роста дохода ОБЩЕЕ потребление будет возрас­тать, но в разных пропорциях.

• По мере роста дохода расходы на продукты питания будут расти с одновременным переходом от некачественного пита­ния к качественному.

• В общем объеме расходов доля продуктов питания будет сокращаться при росте расходов на недвижимость, отдых, пу­тешествия, сбережения.

• По мере роста дохода каждое домохозяйство будет тра­тить на потребление меньшие суммы и больше будет сберегать.

Как же эти общие положения действуют применительно к основным социальным стратам?

БЕДНЫЕ

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности.

Абсолютная бедность рассчитывается двумя путями: при первом — на основании сравнения душевых доходов и прожи­точного минимума, при втором — исходя из душевых доходов и относительной линии бедности (принимается в диапазоне 40—60% от медианы, или средней распределения населения по доходам).

Относительная бедность определяется через потребитель­ские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рас­сматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты по­требления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения (депривации). Бедность семьи понимается как высокая степень концентра­ции различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собствен­ных оценок населением своего материального положения, воз­можностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекар­ства, образование и т.п.

Во всех странах, проводящих политику снижения бедно­сти, применяются единые принципы установления прожиточ­ного минимума, определенные конвенцией Международной организации труда, при которых во внимание принимаются такие основные потребности, как продукты питания, их кало­рийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и об­разование.

Состав потребительской корзины различных государств, применяющих этот метод измерения бедности, варьирует в за­висимости от уровня экономического развития страны и пред­ставлений общества о стандартах качества и уровня жизни.

Официальный подход к определению бедности в Россий­ской Федерации базируется на концепции абсолютной бедно­сти: к бедным относятся домохозяйства и одиноко проживаю­щие граждане с доходами ниже стоимости прожиточного ми­нимума.

Согласно российскому законодательству, потребительская корзина это минимальный набор (в натуральном выраже­нии) продуктов питания, непродовольственных товаров и ус­луг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспе­чения его жизнедеятельности, а прожиточный минимум это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обяза­тельные сборы и платежи.

Группой, наиболее подверженной риску бедности, являют­ся безработные и одинокие пенсионеры старших возрастов.

Помимо традиционных групп бедного населения в России появились «новые бедные». Это полные семьи с 1-2 детьми, среди которых более половины имеют доходы ниже прожиточ­ного минимума. 60% этих «новых бедных» имеют в своем со­ставе неработающих взрослых и пенсионеров с низкими пен­сиями, а 40% — родителей, работающих в бюджетных отрас­лях, а также в сельском хозяйстве, легкой промышленности, в общественном питании, т. е. там, где низкие заработки.

Особенностью современной России являются возросшие территориальные контрасты в уровне жизни, которые можно оценить через соотношение душевых доходов и прожиточного минимума. Покупательная способность доходов населения беднейших субъектов Российской Федерации в 8—12 раз ниже, чем у лидера — Москвы.

Борьба с бедностью — это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого госу­дарства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые реше­ния, возможность копирования опыта других стран, обеспечи­вающих высокие жизненные стандарты для абсолютного боль­шинства своего населения.

Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в совре­менной России являются:

• создание условий для обеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на основе доходов от трудовой деятельности;

• формирование системы эффективной поддержки уязви­мых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высо­кой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуа­циях).

Каковы основные особенности потребительского поведе­ния представителей этой группы населения? Наиболее харак­терная особенность — наибольшая чувствительность к цено­вым предложениям.

Следует обратить внимание и на такую тенденцию.

С усилением рыночной конкуренции многие компании обращают все большее внимание на бедных покупателей, создаются сети дешевых товаров, где простота торгового оборудования и выкладки товаров, а также ограниченность ассортимента компенсируется низкими ценами, что привлекает значительное число потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: