Особенности проведения и оформления результатов налогового аудита


Налоговый аудит – выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчётов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учёте и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

В соответствии с методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» к налоговым органам относятся:

- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации;

- Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения;

- Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные им органы, осуществляющие приём и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой;

- Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления администраций, краёв, областей, городов, иные уполномоченные органы по решению вопросов, связанных с налоговым законодательством, установленных Налоговым кодексом;

- Органы государственных внебюджетных фондов;

- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.

Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором. В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита и других сопутствующих услуг налогового характера следует чётко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. Формулировка предмета договора должна исключать двоякое толкование.

Работы по налоговому аудиту включают в себя два этапа:

1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта.

2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает в себя:

- общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

- правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;

- оценку документооборота и изучение функций служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

- проверку методики исчисления налоговых платежей;

- предварительный расчёт налоговых показателей экономического субъекта.

На втором этапе работ по налоговому аудиту осуществляется проверка налоговой отчётности и правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчётности, анализируются путём их сопоставления с данными регистров бухгалтерского учёта и отчётности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения руководства о показателях и методиках налогового расчёта, а также может наблюдать за проведением инвентаризации и осматривать объекты, используемые для извлечения дохода или являющиеся объектом налогообложения.

Руководство экономического субъекта несёт ответственность за:

- соблюдение действующего налогового законодательства;

- полноту и точность налоговых расчётов;

- правильность и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

- юридическое оформление предоставляемых аудиторской организации документов;

- достоверность предоставляемой информации;

- возникновение искажений финансовой (бухгалтерской) отчётности, налоговых деклараций и справок;

- непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;

- неустранение или несвоевременное устранение искажений;

- любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.

Перед проведением налогового аудита аудиторская организация вправе потребовать от руководства экономического субъекта письменного подтверждения того факта, что проведение налогового аудита не снимает ответственности с руководства экономического субъекта за правильность и своевременность обязательств по налогам и сборам, а также за выполнение действующих нормативных актов. Письменное подтверждение можно получить в форме положений договора или заявления об ответственности.

Аудиторская организация ответственна за правильность и полноту данных о выявленных искажениях, отражённых в заключении или отчёте аудитора.

Аудиторская организация также несёт ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации экономического субъекта.

В результате проведения налогового аудита аудитором формируются следующие документы:

- заключение по результатам проведения налогового аудита;

- отчёт по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора).

В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита аудиторская организация должна выразить мнение:

- о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

- о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Аудиторской организации могут быть поручены следующие задания по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам:

1. Оценка правильности определения налогооблагаемой базы.

2. Оценка правомерности применения налоговых льгот.

3. Оценка правильности расчёта налоговых обязательств.

4. Расчёт налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

5. Налоговое сопровождение – текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства.

6. Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.

7. Налоговое консультирование и оптимизация налогообложения.

8. Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

9. Задания, получаемые от государственных органов, связанные с налогообложением.

10. Постановка налогового учёта.

11. Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.

В итоговых документах (заключении либо отчёте по результатам проведения налогового аудита) должны отражаться все вопросы, влияющие на достоверность проверенной отчётности (документации), а также излагаться чёткие и полные ответы на вопросы, поставленные клиентом в договоре.

В заключение может содержаться приложение, в составе которого представляется документация, подтверждающая выводы аудиторской организации.

Все итоговые документы подписываются руководителем аудиторской организации и аудитором, ответственным за проведение работ. Подписи удостоверяются печатью аудиторской организации.

Итоговые документы выдаются лицу, заказавшему проведение налогового аудита, в количестве экземпляров и в сроки, согласованные и определённые в договоре.

Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять каким-либо пользователям (в том числе налоговым органам) копии итоговых документов по выполненному специальному заданию, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: