Пути совершенствования государственной защиты детства

Несмотря на реализацию в законодательстве РФ основных требований Конвенции о правах ребенка, в частности в семейном законодательстве, существует настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты прав детей в целях приближения к международно‑правовым стандартам в данной области.

В юридической литературе выделяются следующие направления совершенствования законодательства в отношении защиты детства:

1. Конкретизация нормативного определения объекта охраны, поскольку между понятиями «права ребенка» и «охрана детства» нет четкого разграничения, что приводит «к бездействию норм, регулирующих возникающие при этом отношения»[61].

2. В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей. Основными направлениями государственной семейной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712, предусматривается укрепление и создание в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальных подразделений для разработки и реализации мер государственной семейной политики, что предполагает и выполнение ими определенных функций по защите прав несовершеннолетних. Однако на практике эта норма пока не реализуется, что вызывает необходимость принятия дополнительных мер со стороны государственных органов на федеральном уровне.

3. Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 15) установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения, обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.

4. В последнее время в литературе говорится о необходимости создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних. Кроме того, выдвигаются также предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В отдельных субъектах Российской Федерации такие должности уже введены. Однако необходимо отметить, что к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и социальных институтов по защите семьи и детства.

5. Заслуживают внимания и поддержки предложения о необходимости реализации в России рекомендаций Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам правового воспитания детей в XXI в., направленные на то, чтобы:

• права детей широко поддерживались и соблюдались;

• законы, политика и меры в отношении детей всегда принимались с учетом наилучшего обеспечения их интересов;

• дети полностью реализовывали свой потенциал в развитии и вели здоровый и активный образ жизни при наличии широких возможностей для обучения и участия в принятии решений, от которых зависит их благополучие; политика и программы для детей разрабатывались с учетом моральных критериев и беспристрастности, чтобы преобладала солидарность с теми, кто находится в наименее благоприятном положении и является наиболее нуждающимся при условии сокращения экономического и социального неравенства и поддержания принципа недискриминации;

• семьям оказывалась помощь в выполнении их обязанностей по воспитанию детей для обеспечения того, чтобы они жили в атмосфере заботы, понимания, опеки и поддержки при постоянном развитии способностей и расширении возможностей, чтобы дети могли стать основными действующими лицами в осуществлении своих прав.

Не утратили своей актуальности и сформулированные еще в 1993 г. следующие предложения для России Комитета по правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН:

• организовать регулярный контроль за воздействием экономических перемен на положение детей;

• активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

• осуществлять профессиональную подготовку лиц, занимающихся охраной прав детей;

• разработать процедурные правила и механизм рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое с ними обращение;

• предпринять более решительные шаги по борьбе с детской проституцией.

6. В целях реализации требований Конвенции о правах ребенка нуждаются в дополнительной проработке и рассмотрении государственными органами и общественными организациями предложения:

• о введении в семейное законодательство Российской Федерации специальной нормы, которая регулировала бы порядок осуществления самозащиты ребенка, поскольку ее отсутствие может привести к ограничению реализации ребенком в полном объеме своего права на самозащиту, включая выбор ее возможных форм;

• о разработке в Российской Федерации предлагаемых Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации законопроектов по защите прав ребенка в различных областях: об охране здоровья ребенка, экологической безопасности ребенка, основных принципах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, охране прав детей‑инвалидов, усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера;

• о внедрении в Российской Федерации зарубежного опыта по проведению комплексных профилактических мероприятий, направленных на предотвращение насилия в отношении детей, а также применении уголовно‑правовых мер по подобным фактам;

• об улучшении качества законопроектов путем исключения положений декларативного характера и большей конкретизации вопросов ответственности за неисполнение норм закона.

Контрольные вопросы

1. Защиту каких прав ребенка обеспечивает СК РФ?

2. Кто осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка по действующему законодательству?

3. В каких случаях родители (или один из них) могут быть лишены права защиты прав и законных интересов ребенка?

4. В каком случае родители лишаются родительских прав?

5. С какого возраста несовершеннолетние могут обращаться за защитой своих прав?

6. Куда несовершеннолетние могут обращаться за защитой своих прав?

7. Кто и куда обязан сообщить в случае угрозы жизни или здоровью ребенка о нарушении его прав и законных интересов, если ребенок или его законные представители не обращаются за помощью?

8. С какого возраста ребенка учет его мнения необходим и в какой мере обязателен?

9. Необходимость защиты ребенка от каких посягательств провозглашает Конвенция о правах ребенка?

10. Охарактеризуйте юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты прав ребенка.

11. Дайте определение понятию «усыновление (удочерение)».

12. Укажите разницу между опекой и попечительством.

13. Дайте определение понятию «приемная семья».

Литература

1. Ананиан Л. Л. Жестокость в семье. М., 2000.

2. Бестг алое Ю. Ф. Семейно‑правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, 2000.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И. М. Кузнецова. М., 1996.

4. Конвенция ООН о правах ребенка // ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

5. Конституция РФ 1993 г.

6. Королев ЮА. Семейное право России. М., 1999.

7. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000.

8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223‑Ф3 (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

9. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 2000.

10. Спесивцева О. И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. Челябинск, 1999.

11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 20. 07. 2000 г.), СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

14. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: