Несмотря на реализацию в законодательстве РФ основных требований Конвенции о правах ребенка, в частности в семейном законодательстве, существует настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты прав детей в целях приближения к международно‑правовым стандартам в данной области.
В юридической литературе выделяются следующие направления совершенствования законодательства в отношении защиты детства:
1. Конкретизация нормативного определения объекта охраны, поскольку между понятиями «права ребенка» и «охрана детства» нет четкого разграничения, что приводит «к бездействию норм, регулирующих возникающие при этом отношения»[61].
2. В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей. Основными направлениями государственной семейной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712, предусматривается укрепление и создание в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальных подразделений для разработки и реализации мер государственной семейной политики, что предполагает и выполнение ими определенных функций по защите прав несовершеннолетних. Однако на практике эта норма пока не реализуется, что вызывает необходимость принятия дополнительных мер со стороны государственных органов на федеральном уровне.
|
|
3. Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 15) установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения, обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.
|
|
4. В последнее время в литературе говорится о необходимости создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних. Кроме того, выдвигаются также предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В отдельных субъектах Российской Федерации такие должности уже введены. Однако необходимо отметить, что к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и социальных институтов по защите семьи и детства.
5. Заслуживают внимания и поддержки предложения о необходимости реализации в России рекомендаций Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам правового воспитания детей в XXI в., направленные на то, чтобы:
• права детей широко поддерживались и соблюдались;
• законы, политика и меры в отношении детей всегда принимались с учетом наилучшего обеспечения их интересов;
• дети полностью реализовывали свой потенциал в развитии и вели здоровый и активный образ жизни при наличии широких возможностей для обучения и участия в принятии решений, от которых зависит их благополучие; политика и программы для детей разрабатывались с учетом моральных критериев и беспристрастности, чтобы преобладала солидарность с теми, кто находится в наименее благоприятном положении и является наиболее нуждающимся при условии сокращения экономического и социального неравенства и поддержания принципа недискриминации;
• семьям оказывалась помощь в выполнении их обязанностей по воспитанию детей для обеспечения того, чтобы они жили в атмосфере заботы, понимания, опеки и поддержки при постоянном развитии способностей и расширении возможностей, чтобы дети могли стать основными действующими лицами в осуществлении своих прав.
Не утратили своей актуальности и сформулированные еще в 1993 г. следующие предложения для России Комитета по правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН:
• организовать регулярный контроль за воздействием экономических перемен на положение детей;
• активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях;
• осуществлять профессиональную подготовку лиц, занимающихся охраной прав детей;
• разработать процедурные правила и механизм рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое с ними обращение;
• предпринять более решительные шаги по борьбе с детской проституцией.
6. В целях реализации требований Конвенции о правах ребенка нуждаются в дополнительной проработке и рассмотрении государственными органами и общественными организациями предложения:
• о введении в семейное законодательство Российской Федерации специальной нормы, которая регулировала бы порядок осуществления самозащиты ребенка, поскольку ее отсутствие может привести к ограничению реализации ребенком в полном объеме своего права на самозащиту, включая выбор ее возможных форм;
• о разработке в Российской Федерации предлагаемых Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации законопроектов по защите прав ребенка в различных областях: об охране здоровья ребенка, экологической безопасности ребенка, основных принципах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, охране прав детей‑инвалидов, усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера;
|
|
• о внедрении в Российской Федерации зарубежного опыта по проведению комплексных профилактических мероприятий, направленных на предотвращение насилия в отношении детей, а также применении уголовно‑правовых мер по подобным фактам;
• об улучшении качества законопроектов путем исключения положений декларативного характера и большей конкретизации вопросов ответственности за неисполнение норм закона.
Контрольные вопросы
1. Защиту каких прав ребенка обеспечивает СК РФ?
2. Кто осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка по действующему законодательству?
3. В каких случаях родители (или один из них) могут быть лишены права защиты прав и законных интересов ребенка?
4. В каком случае родители лишаются родительских прав?
5. С какого возраста несовершеннолетние могут обращаться за защитой своих прав?
6. Куда несовершеннолетние могут обращаться за защитой своих прав?
7. Кто и куда обязан сообщить в случае угрозы жизни или здоровью ребенка о нарушении его прав и законных интересов, если ребенок или его законные представители не обращаются за помощью?
8. С какого возраста ребенка учет его мнения необходим и в какой мере обязателен?
9. Необходимость защиты ребенка от каких посягательств провозглашает Конвенция о правах ребенка?
10. Охарактеризуйте юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты прав ребенка.
11. Дайте определение понятию «усыновление (удочерение)».
12. Укажите разницу между опекой и попечительством.
13. Дайте определение понятию «приемная семья».
Литература
1. Ананиан Л. Л. Жестокость в семье. М., 2000.
2. Бестг алое Ю. Ф. Семейно‑правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, 2000.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И. М. Кузнецова. М., 1996.
4. Конвенция ООН о правах ребенка // ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
5. Конституция РФ 1993 г.
6. Королев ЮА. Семейное право России. М., 1999.
|
|
7. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223‑Ф3 (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
9. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 2000.
10. Спесивцева О. И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. Челябинск, 1999.
11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 20. 07. 2000 г.), СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
14. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.