Основные направления реформирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В целом реорганизация системы социальных институтов, государственных учреждений и служб, занимающихся непосредственно проблемами предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по нашему мнению, предполагает:

1. Организационно‑управленческое обеспечение, предусматривающее:

• переход к штатной расстановке комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на профессиональной (постоянной) основе и расширение сфер их деятельности в соответствии с федеральным законом; а также приведение в соответствие с федеральным законом деятельности социальных учреждений (служб) для несовершеннолетних в системе органов социальной защиты населения (социально‑реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, центры психолого‑педагогической помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, служба экстренной психологической помощи детям и подросткам, телефоны доверия и пр.);

• основную тяжесть работы по целенаправленному предупреждению правонарушений несовершеннолетних должны взять создаваемые социальные службы помощи и защиты прав детей и подростков. Они могли бы постепенно, по мере создания необходимых предпосылок для этого, освободить от выполнения этих функций органы внутренних дел;

• создание инфраструктуры для подготовки специалистов по работе с несовершеннолетними;

• разработку гибкой системы профессионально‑технического обучения, соответствующей потребностям региональной экономики, которая предполагает сотрудничество между учебными заведениями и работодателями, особенно в наукоемких отраслях и передовых технологиях;

• в условиях кризисных явлений в экономике, когда остро стоит проблема рабочих мест и избыточного притока молодых людей на рынок труда, представляется возможным создание доступных центров предпринимательской деятельности, в которых молодежь проходила бы обучение, а также могла бы разрабатывать и осуществлять планы создания собственных предприятий, проверять их обоснованность. Партнерами при осуществлении таких планов, оказывающих соответствующую материально‑финансовую и техническую поддержку, могли бы быть различные государственные, негосударственные и коммерческие производственные предприятия, учреждения;

• до решения вопроса на федеральном уровне о создании ювенальной юстиции, в качестве первого шага создавать специализированные составы судов по делам несовершеннолетних.

2. Кадровое обеспечение, включающее в себя:

• обязательное введение во всех социальных учреждениях (службах) в системе превентивного социального контроля безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должностей социальных педагогов, превентивных психологов и других специалистов, которые, согласно требованиям международных и внутригосударственных документов, должны иметь минимальную подготовку в области криминологии, социологии, психологии, в педагогике, медицине и т. д. с их регулярной переаттестацией;

• подготовку соответствующих кадров в вузах (особенно в области криминологической педагогики[80]и психологии). Такого рода кадры можно готовить уже на базе действующих университетов и институтов;

• разработку форм привлечения широкой общественности к осуществлению превентивного социального контроля за правонарушениями несовершеннолетних.

3. Нормативно‑правовое обеспечение, направленное на:

• разработку и принятие законодательных актов, регламентирующих предупредительно‑профилактическую деятельность, выработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на практике защищать и реализовывать права ребенка;

• создание социально‑правового механизма, направленного на регуляцию жизнедеятельности молодежи и подростков, в котором нашли бы отражение и закрепление нормы, стимулирующие и актуализирующие правопослушное поведение, дифференцированные в зависимости от степени социально‑криминальной зараженности (введение льгот для поступления в вузы, специализированные учебные заведения и т. п.);

• ввести правовое образование, с учетом специфики возрастных групп и полов, на всех уровнях обучения в школе.

4. Материально‑финансовое обеспечение предполагает наряду с финансированием из федерального бюджета использование региональных и муниципальных источников за счет привлечения местного финансирования, включая налогообложение коммерческих структур, благотворительные и спонсорские вклады и т. д.

Проблема предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не может быть решена вне широкого общесоциального контекста. Но конкретные меры по ее урегулированию не могут привести к положительным результатам без учета региональной специфики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Контрольные вопросы

1. Укажите этапы федеральной программы «Дети России» и обоснуйте необходимость ее решения на государственном уровне.

2. Охарактеризуйте понятия «безнадзорный» и «беспризорный».

3. Укажите отличительные признаки беспризорника.

4. Назовите правовые меры защиты от вовлечения несовершеннолетних в попрошайничество.

5. Дайте характеристику особенностям личности беспризорника.

6. Дайте характеристику условиям беспризорности в России.

7. Поясните разницу между причинами и условиями беспризорности.

8. Укажите причины, по которым дети и подростки попадают под влияние уличной среды.

9. Какие нормативные акты составляют правовую базу борьбы с детской беспризорностью?

10. Укажите меры воздействия на преступность несовершеннолетних.

11. В каких формах осуществляется государственная поддержка семей?

12. Дайте нормативное определение понятия «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

13. Назовите основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

14. Что входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

15. В отношении каких несовершеннолетних органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу?

16. Какими правами пользуются несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Литература

1. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 52 (с изм.) // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 2000. № 8.

2. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого‑педагогической помощи населению», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 53 (с изм.) // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 2000. № 8.

3. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 54 // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 2000. № 8.

4. Нечаева А. М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право. 2001. № 6.

5. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000.

6. Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 124, СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 962.

7. Положение о статусе воспитанников воинских частей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 745 // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4074.

8. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 30 января 1997 г. № 4 // БНА РФ. 1997. № 7.

9. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896//СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4822.

10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223‑Ф3 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

11. Типовое положение о специальном учебно‑воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 (с изм.) // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1681.

12. Типовое положение об образовательном учреждении для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 (с изм.) // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2693.

13. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (с изм.) // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1326.

14. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого‑педагогической и медико‑социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3911.

15. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63‑Ф3 (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

16. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

17. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: