Романтический сюжет в повести Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». ???

В рассказе о человеке, потерявшем свою тень, автор вскрывает психологическую ситуацию своего современника, искушаемого богатством, опасность утраты личности. Шамиссо лишь отчасти может быть соотнесён с романтиками: его рассказ скорее находится в русле позднейших реалистических тенденций.

Главное литературное произведение Шамиссо – фантастическая новелла «Удивительная история Петера Шлемиля» (1814). Используя сказочный мотив утраты тени, Шамиссо рисует сатирическое изображение современного общества, где тень оказывается важнее самого человека. Оставшись без тени, которую он продал дьяволу в обмен на неиссякаемый кошелек, Петер Шлемиль лишается положения нормального члена общества, подвергается всеобщему презрению. Это грозит ему потерей собственной личности, и только расторгнув сделку, он снова становится самим собой, хотя тень так и не возвращается к нему. Финал новеллы проникнут печальными романтическими размышлениями о судьбе художника в мире: случайно найдя семимильные сапоги, герой становится отшельником, погрузившись в изучение природы. В своей новелле Шамиссо отходит от романтических принципов изображения фантастики, убедительно изображая жизнь города такой, какая она есть, мало заботясь о создании сказочной атмосферы. Образ тени приобретает символическое значение, однако автор не стремиться раскрывать его значение полностью. Рассуждение автора отражает то, что он сам, его герой и общество неоднозначно воспринимает роль тени, но вместе с тем он не задаётся целью окончательно определить её значение. Автор играет двумя значениями слова тень (1.собственно тень, 2. серость, ужас). Автор описывает духовное прозрение (Шлемель расстался с тенью ради золота, поступился совестью ради богатства, но является ли тень эквивалентом совести? Не поддаётся герой уговорам обменять душу на тень, даже тогда когда речь идёт о спасении любимой. Бесчестные люди обладают тенью, следовательно тень не является эквивалентом нравственности, но только её внешним признаком. Однако утрата этого внешнего признака становится для Шлемеля источником духовных страданий.не окончив тему тени, Шамиссо переводит повествование в другую плоскость. У Шлемеля появились семимильные сапоги и он становится странником. Тема странствия связана в романтизме с духовным самосовершенствованием. С этой темой соединяется и тема одиночества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: