После передачи машины сельхозпотребителю начинается период ее эксплуатации в производственных условиях.
Еще при передаче машины агроснаб-дилер проводит тщательный инструктаж механизатора и специалиста хозяйства по сервису, правилам эксплуатации, о наиболее эффективном использовании машины, о марках топлива, масел и смазок, о правилах по безопасным приемам использования машины по назначению. Особое внимание обращается на соблюдение правил планового технического обслуживания: соблюдения его периодичности и технологии.
Передача машины осуществляется по акту в соответствии с «Положением по контролю качества техники и запчастей, поступающих на предприятия и в организации материально-технического обеспечения системы ОАО "Росагроснаб"».
В течение гарантийного периода агроснаб-дилер систематически следит за выполнением правил эксплуатации машин и вместе с изготовителем несет ответственность за их работоспособность, оперативно реагирует на рекламации, принимает меры по устранению последствий отказов машин.
|
|
Одним из основных управляющих воздействий на машину является организация планового технического обслуживания.
Эта работа проводится непосредственно в хозяйствах. Сложные виды технического обслуживания (ТО-3) и сезонные могут проводиться на станциях или в мастерских предприятий районного уровня (райагроснаб, РТП) на договорной основе.
Организацию устранения неисправностей машин в гарантийный период эксплуатации агроснаб-дилер принимает на себя от момента возникновения, отказа до восстановления работоспособности машины. Вся организация работы проводится в соответствии с «Положением о дилерской деятельности в системе ОАО "Росагроснаб"».
Возникшие отказы по каждой машине регистрируются в специальном журнале, в котором также отмечается продолжительность простоя машины и затраты на устранение последствий отказа.
Кроме официальной информации по каждому отказу машины изготовителю после окончания гарантийного периода эксплуатации направляется анализ всех отказов, возникших за этот период.
Такой анализ направляется и генеральному дилеру для свода и более объективной оценки качества машиностроительной продукции, поступающей для АПК.
Генеральный дилер обобщает и систематизирует полученную информацию и вместе с выводами направляет изготовителю для принятия мер по улучшению качества продукции и возмещению затрат потребителю при устранении неисправностей, возникших по вине изготовителя.
Крайне негативное влияние на развитие рынка материально-технических ресурсов оказывает низкое качество поставляемой отечественной промышленностью техники.
|
|
Так, по данным Гостехнадзора, из 3 тыс. предъявленных претензий поставщикам техники в 76 % случаев признана их вина. При этом почти у 50 % машин, вышедших из строя по вине завода-изготовителя, дефекты устраняются силами и средствами сельскохозяйственных товаропроизводителей. По этим причинам доля продаж отечественных тракторов на внутреннем рынке в 2002 году составила около 25 %.
По данным испытаний серийных машин за период 1998— 2002 г. свыше 95 % образцов изготовлены с отклонениями от технических условий. Нормативам по надежности не соответствуют до 30 % представленных образцов.
По результатам испытаний безотказность тракторов в 2002 г. в сравнении с 1991 г. снизилась по различным классам и производителям от 30 до 80 %. Не улучшилось за последние годы качество изготовления и зерноуборочных комбайнов. Диапазон варьирования средней наработки на отказ отечественных комбайнов в 2002 г. составил от 16 до 40 часов. Это в 5—20 раз ниже, чем у импортных аналогов.
Не удовлетворяют требованиям надежности и качества изготовления и другие виды сельскохозяйственной техники: плуги — около 30 %, бороны — 35 %, культиваторы — более 60 %, сеялок — 45 %, косилки — 60 %.
Свыше 40 % сельскохозяйственной техники не соответствует техническим условиям по показателям назначения (эксплуатационным показателям).
Острая потребность сельских товаропроизводителей в сельскохозяйственной технике стимулирует выход на рынок производителей регионального уровня в основном относительно несложной почвообрабатывающей, кормозаготовительной техники, а также оборудования для животноводства. Она изготавливается, как правило, по заимствованной документации малыми сериями (20—100 штук) по упрощенной технологии и не представляется на государственные испытания.
Приемочные испытания новой техники показали, что уровень конструктивных разработок остается невысоким: 47 % испытанных образцов являлись модификациями серийно выпускаемых машин. Только 33 % машин для основной обработки почвы, 31 % машин для поверхностной обработки почвы, 38 % сеялок, 30 % машин для заготовки кормов, 65 % машин и приспособлений для уборки зерновых и зернобобовых культур соответствовали нормативной документации.
Анализ данных по применению импортной техники показывает, что зарубежные конструкции имеют более продолжительный срок службы и значительно меньший процент затрат на ремонт и плановое техническое обслуживание. Однако за счет значительно более высокой стоимости техники в (4—7 раз), основных запчастей (в 8—12 раз) и расходных материалов стоимость одного часа работы машин в 2—16,5 раза превышает российские аналоги.
Анализ работы по гарантийному обслуживанию основных видов машин за последние пять лет на предприятиях Росагрос-наба также показывает, что качество новой техники не улучшается. Из года в год увеличивается число отказов на 100 машин у тракторов Волгоградского, Алтайского и Липецкого заводов, у зерноуборочных комбайнов семейства «Дон», у кормоубороч-ных комбайнов производства ПО «Гомсельмаш».
В среднем (рис. 5.2) отказывает каждый пятый трактор ЛТЗ, К-700 и Т-150, каждый четвертый Т-4, каждый третий комбайн «Дон» и «Полесье», а, например, в 2000 г. отказывал почти каждый из этих комбайнов. При этом имеются в виду отказы второй и третьей групп сложности.
В числе отказов наиболее характерными, часто встречающимися, являются отказы двигателей и гидравлических систем (рис. 5.3).
Из-за крайне недостаточной оперативности изготовителей, их нежелания создавать у агроснабов- дилеров гарантийный фонд запчастей, продолжительность простоев машин из-за отказов остается высокой (рис. 5.4).
|
|
Высокими остаются и затраты на устранение последствий отказов машин. В среднем они составляют 2—3 тысячи рублей при восстановлении работоспособности тракторов и комбайнов, около тысячи рублей — автомобилей (табл. 5.3).
Рис. 5.2. Количество отказов на 100 машин в гарантийный период
Эксплуатации
Рис. 5.3. Соотношение отказов узлов и агрегатов в суммарном потоке отказов
Подробная схема технологического процесса предпродажного и гарантийного обслуживания техники приведена на рис. 5.5.
Рис. 5.4. Средняя продолжительность простоя машин при устранении последствий одного отказа
Рис. 5.5. Схема технологического процесса предпродажного и гарантийного обслуживания техники
Таблица 5.3
Анализ отказов машин в гарантийный период
Марка | Относительное количество отказов, % | Затраты на устранение последствий одного отказа, тыс. руб. | |||||
машины | двигатель | гидросистема | ходовая система | электрооборудование | рабочие органы | ||
1.К-700 | 33,7 | — | 66,3 | — | — | 3,3 | |
2.Т-150 | 63,6 | 4,5 | 22,7 | — | — | 2,75 | |
3. Т-4А | 16,9 | — | 83,1 | — | — | 2,73 | |
4. ВТ-100 | 80,0 | — | 20,0 | — | — | 2,21 | |
5. ДТ-75 | 79,6 | 6,1 | 10,2 | 4,1 | — | 2,09 | |
6. МТЗ-80 | 49,0 | 15,7 | 30,3 | 6,0 | — | 0,69 | |
7. ЛТЗ-60 | 32,5 | 11,6 | 48,8 | 7,1 | — | 0,85 | |
8. КамАЗ | 60,0 | — | 20,0 | 20,0 | — | 0,86 | |
9. ГАЗ | 58,3 | — | 29,2 | 12,5 | — | 0,42 | |
10. Дон-1500 | 25,0 | 30,0 | 14,0 | 7,0 | 24,0 | 3,2 | |
11. Дон-1200 | 30,4 | 26,1 | 8,6 | 8,6 | 26,3 | 3,15 | |
12.СК-5 «Нива» | 37,0 | 28,0 | 16,0 | 6,0 | 13,0 | 2,7 | |
13. Енисей-1200 | 48,9 | 10,6 | 21,2 | 2,1 | 17,2 | 2,8 | |
14. КСС-2,6 | — | — | — | — | 100,0 | 1,1 | |
15. Дон-680/800 | 32,0 | 28,0 | 12,0 | 8,0 | 20,0 | 2,85 | |
16. КСК-100 | 45,0 | 21,0 | 10,0 | 9,0 | 15,0 | 2,88 |