double arrow

Организация гарантийного обслуживания техники

После передачи машины сельхозпотребителю начинается период ее эксплуатации в производственных условиях.

Еще при передаче машины агроснаб-дилер проводит тща­тельный инструктаж механизатора и специалиста хозяйства по сервису, правилам эксплуатации, о наиболее эффективном ис­пользовании машины, о марках топлива, масел и смазок, о пра­вилах по безопасным приемам использования машины по на­значению. Особое внимание обращается на соблюдение пра­вил планового технического обслуживания: соблюдения его периодичности и технологии.

Передача машины осуществляется по акту в соответствии с «Положением по контролю качества техники и запчастей, по­ступающих на предприятия и в организации материально-тех­нического обеспечения системы ОАО "Росагроснаб"».

В течение гарантийного периода агроснаб-дилер система­тически следит за выполнением правил эксплуатации машин и вместе с изготовителем несет ответственность за их работоспо­собность, оперативно реагирует на рекламации, принимает меры по устранению последствий отказов машин.

Одним из основных управляющих воздействий на машину является организация планового технического обслуживания.

Эта работа проводится непосредственно в хозяйствах. Сложные виды технического обслуживания (ТО-3) и сезон­ные могут проводиться на станциях или в мастерских пред­приятий районного уровня (райагроснаб, РТП) на договор­ной основе.

Организацию устранения неисправностей машин в гаран­тийный период эксплуатации агроснаб-дилер принимает на себя от момента возникновения, отказа до восстановления работо­способности машины. Вся организация работы проводится в соответствии с «Положением о дилерской деятельности в сис­теме ОАО "Росагроснаб"».

Возникшие отказы по каждой машине регистрируются в специальном журнале, в котором также отмечается продолжи­тельность простоя машины и затраты на устранение послед­ствий отказа.

Кроме официальной информации по каждому отказу ма­шины изготовителю после окончания гарантийного периода эксплуатации направляется анализ всех отказов, возникших за этот период.

Такой анализ направляется и генеральному дилеру для сво­да и более объективной оценки качества машиностроительной продукции, поступающей для АПК.

Генеральный дилер обобщает и систематизирует получен­ную информацию и вместе с выводами направляет изготовите­лю для принятия мер по улучшению качества продукции и воз­мещению затрат потребителю при устранении неисправностей, возникших по вине изготовителя.

Крайне негативное влияние на развитие рынка материаль­но-технических ресурсов оказывает низкое качество поставля­емой отечественной промышленностью техники.

Так, по данным Гостехнадзора, из 3 тыс. предъявленных претензий поставщикам техники в 76 % случаев признана их вина. При этом почти у 50 % машин, вышедших из строя по вине завода-изготовителя, дефекты устраняются силами и сред­ствами сельскохозяйственных товаропроизводителей. По этим причинам доля продаж отечественных тракторов на внутрен­нем рынке в 2002 году составила около 25 %.

По данным испытаний серийных машин за период 1998— 2002 г. свыше 95 % образцов изготовлены с отклонениями от технических условий. Нормативам по надежности не соответ­ствуют до 30 % представленных образцов.

По результатам испытаний безотказность тракторов в 2002 г. в сравнении с 1991 г. снизилась по различным классам и произ­водителям от 30 до 80 %. Не улучшилось за последние годы ка­чество изготовления и зерноуборочных комбайнов. Диапазон варьирования средней наработки на отказ отечественных ком­байнов в 2002 г. составил от 16 до 40 часов. Это в 5—20 раз ниже, чем у импортных аналогов.

Не удовлетворяют требованиям надежности и качества из­готовления и другие виды сельскохозяйственной техники: плу­ги — около 30 %, бороны — 35 %, культиваторы — более 60 %, сеялок — 45 %, косилки — 60 %.

Свыше 40 % сельскохозяйственной техники не соответству­ет техническим условиям по показателям назначения (эксплу­атационным показателям).

Острая потребность сельских товаропроизводителей в сель­скохозяйственной технике стимулирует выход на рынок произ­водителей регионального уровня в основном относительно не­сложной почвообрабатывающей, кормозаготовительной техни­ки, а также оборудования для животноводства. Она изготавли­вается, как правило, по заимствованной документации малыми сериями (20—100 штук) по упрощенной технологии и не пред­ставляется на государственные испытания.

Приемочные испытания новой техники показали, что уро­вень конструктивных разработок остается невысоким: 47 % ис­пытанных образцов являлись модификациями серийно выпус­каемых машин. Только 33 % машин для основной обработки почвы, 31 % машин для поверхностной обработки почвы, 38 % сеялок, 30 % машин для заготовки кормов, 65 % машин и при­способлений для уборки зерновых и зернобобовых культур со­ответствовали нормативной документации.

Анализ данных по применению импортной техники пока­зывает, что зарубежные конструкции имеют более продолжи­тельный срок службы и значительно меньший процент затрат на ремонт и плановое техническое обслуживание. Однако за счет значительно более высокой стоимости техники в (4—7 раз), основных запчастей (в 8—12 раз) и расходных материалов сто­имость одного часа работы машин в 2—16,5 раза превышает российские аналоги.

Анализ работы по гарантийному обслуживанию основных видов машин за последние пять лет на предприятиях Росагрос-наба также показывает, что качество новой техники не улучша­ется. Из года в год увеличивается число отказов на 100 машин у тракторов Волгоградского, Алтайского и Липецкого заводов, у зерноуборочных комбайнов семейства «Дон», у кормоубороч-ных комбайнов производства ПО «Гомсельмаш».

В среднем (рис. 5.2) отказывает каждый пятый трактор ЛТЗ, К-700 и Т-150, каждый четвертый Т-4, каждый третий комбайн «Дон» и «Полесье», а, например, в 2000 г. отказывал почти каж­дый из этих комбайнов. При этом имеются в виду отказы вто­рой и третьей групп сложности.

В числе отказов наиболее характерными, часто встречающими­ся, являются отказы двигателей и гидравлических систем (рис. 5.3).

Из-за крайне недостаточной оперативности изготовителей, их нежелания создавать у агроснабов- дилеров гарантийный фонд запчастей, продолжительность простоев машин из-за отказов остается высокой (рис. 5.4).

Высокими остаются и затраты на устранение последствий отказов машин. В среднем они составляют 2—3 тысячи рублей при восстановлении работоспособности тракторов и комбай­нов, около тысячи рублей — автомобилей (табл. 5.3).

Рис. 5.2. Количество отказов на 100 машин в гарантийный период

Эксплуатации

Рис. 5.3. Соотношение отказов узлов и агрегатов в суммарном потоке отказов

Подробная схема технологического процесса предпродажно­го и гарантийного обслуживания техники приведена на рис. 5.5.

Рис. 5.4. Средняя продолжительность простоя машин при устранении последствий одного отказа

Рис. 5.5. Схема технологического процесса предпродажного и гарантийного обслуживания техники

Таблица 5.3

Анализ отказов машин в гарантийный период

  Марка Относительное количество отказов, % Затраты на устранение последствий одного отказа, тыс. руб.
  машины двигатель гидросистема ходовая система электрооборудо­вание рабочие органы
  1.К-700 33,7 66,3 3,3
  2.Т-150 63,6 4,5 22,7 2,75
  3. Т-4А 16,9 83,1 2,73
  4. ВТ-100 80,0 20,0 2,21
  5. ДТ-75 79,6 6,1 10,2 4,1 2,09
  6. МТЗ-80 49,0 15,7 30,3 6,0 0,69
  7. ЛТЗ-60 32,5 11,6 48,8 7,1 0,85
  8. КамАЗ 60,0 20,0 20,0 0,86
  9. ГАЗ 58,3 29,2 12,5 0,42
  10. Дон-1500 25,0 30,0 14,0 7,0 24,0 3,2
  11. Дон-1200 30,4 26,1 8,6 8,6 26,3 3,15
  12.СК-5 «Нива» 37,0 28,0 16,0 6,0 13,0 2,7
  13. Енисей-1200 48,9 10,6 21,2 2,1 17,2 2,8
  14. КСС-2,6 100,0 1,1
  15. Дон-680/800 32,0 28,0 12,0 8,0 20,0 2,85
  16. КСК-100 45,0 21,0 10,0 9,0 15,0 2,88

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: