Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме).
Определяются лишь непосредственные цели, дальние — не известны.
Мнение руководителя — решающее.
Мероприятия планируются не заранее, а в группе.
За реализацию предложения отвечают все.
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Дела в группе идут сами собой
Лидер не дает указаний.
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
Исследователи выделяют различные функции стилевых проявлений: инструментальную, компенсаторную, системообразующую и интегративную (Е. А. Климов, В. С. Мерлин и др.). Также выделяетсяструктурная организация стиля. Индивидуальный стиль деятельности, по Е. А. Климову, имеет определенную структуру, в ядро которой входят индивидуально-психологические особенности, которые либо содействуют, либо противодействуют успешности деятельности.
Определяя общие стили поведения, исследователи отмечают, что в ситуациях затруднения, конфликта люди выявляют 10 индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества и защиты (Г. Б. Морозова). Существенно, что эти стили поведения всегда сопутствуют тому или иному индивидуальному стилю деятельности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску. Они определяют и общий эмоциональный фон стиля педагогической деятельности, педагогического общения.
|
|
В заключение можно сказать, что применительно к поведению, деятельности, общению наиболее общими являются определения типов стиля (в совокупности его формальной и содержательной сторон), предложенные К. Левиным. Дифференциация стиля связывается со спецификой характера взаимодействия людей и их индивидуально-психологическими особенностями, например акцентуацией характера.
Стиль педагогической деятельности