Формулы речевого этикета в начале общения: приветствия, знакомства и представления. Комплимент

Любое общение имеет начало, основную часть и заключительную. Каждой из них соответствуют определенные формулы речевого этикета.

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия. Согласно общим правилам вежливости первым приветствует: мужчина – женщину; младший – старшего; проходящий – стоящего; опаздывающий – ожидающего; входящий – тех, кто находится в помещении. Эти нормы сохраняются и в деловом этикете, если общающиеся имеют одинаковый статус.

Статусные различия вносят изменения в общие правила вежливости. На первый план выступает должность. По этой причине секретарь (женщина) первым приветствует своего начальника (мужчину); стоящие возле дверей аудитории студенты первыми приветствуют проходящего мимо преподавателя, декана, ректора и т.п., т.е. нижестоящий по должности первым приветствует вышестоящего. Как уже отмечалось, в зависимости от воли человека, занимающего более высокую должность, могут быть отступления от правил. Например, директор-мужчина, если он хорошо воспитан, может поздоровается первым со своим заместителем-женщиной, хотя она ниже его по должности.

Приветствуя женщину или старшего по должности, мужчина обычно встает – это предписывает светский этикет. Деловой этикет вносит свои поправки: женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника вставая, если последний значительно выше ее по должности. Итак, неважно кто приветствует – мужчина или женщина, важно другое – лицо нижестоящее приветствует лицо вышестоящее вставанием.

В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Доброе утро принято говорить до 12.00 часов, добрый день – до 18.00 часов, добрый вечер – после 18.00 часов. Эти приветствия не рекомендуется обращать к вышестоящим лицам, хотя последние могут таким образом приветствовать нижестоящих. Если адресат находится на большом расстоянии или между здоровающимися находятся другие сотрудники, имеет смысл лишь обменяться поклонами. Поклон – это наклон головы, зафиксированный на 1-2 секунды.

Во время приветствия необходимо вынуть руки из карманов и сигарету изо рта, если вы курите. Женщина может не вынимать руки из карманов пальто или жакета.

На улице сотрудники приветствуют друг друга, руководствуясь теми же правилами, однако мужчине следует хотя бы прикоснуться к шляпе. Это правило не касается других головных уборов.

Приветствие может сопровождаться рукопожатием, однако при ежедневном общении пожимать друг другу руки не принято. Обычно это делается, если сотрудники не виделись какое-то время (например, рукопожатие после возвращения из отпуска), или по долгу службы встречаются не часто. Например, начальники отделов встречаются только на совещаниях, проводимых раз в месяц, и, здороваясь, обмениваются рукопожатиями.

Первым руку протягивает: женщина – мужчине, старший по возрасту или по должности – младшему.

По правилам делового этикета инициатором рукопожатия является старший по должности. Однако возможны отступления. На деловом совещании президент компании (мужчина) должен первым протянуть руку рядовому сотруднику (женщине), однако он может не воспользоваться своим правом старшего по должности и помедлить с протягиванием своей руки, давая возможность женщине сделать это, и лишь тогда пожать ей руку. Итак, руку первым протягивает тот, у кого более привилегированный статус: женщина, старший по возрасту или по должности. Отказ пожать протянутую руку – оскорбление. При рукопожатии следует смотреть человеку в лицо. Мужчина должен совершать рукопожатие стоя. Женщина поднимается только тогда, когда ей надо пожать руку человеку намного старше ее или когда она хочет удостоить его особой чести.

Рукопожатие не должно быть ни слишком сильным, ни слишком слабым. Нельзя трясти, встряхивать чужую руку, сжимать ее двумя руками, протягивать лишь пальцы руки.

При рукопожатии мужчина снимает перчатку, женщина – нет. Мужчины, здороваясь друг с другом, могут не снимать перчатки. Но если один снял, должен снять и другой.

Если, войдя в комнату, где находятся несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним из них, то следует обязательно протянуть руку и всем остальным мужчинам, равным вам по должности.

Если рукопожатием обмениваются сразу несколько человек и среди них есть как мужчины, так и женщины, то сначала женщина здоровается с женщиной, затем женщина с мужчиной и, наконец, мужчина с мужчиной.

Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице, это делают только в помещении. Не целуют руку в перчатке, за исключением случаев, когда на руке кружевные перчатки к вечернему платью. Не целуют руку, протянутую над столом или стулом. Принято целовать руку только замужней женщине. Нельзя целовать руку только одной даме из нескольких присутствующих. Целуя руку, не следует поднимать ее слишком высоко, мужчине нужно самому наклониться. Целовать руку надо сдержанно, слегка касаясь ее губами или приближая губы к руке на расстоянии в несколько миллиметров.

Если адресат незнаком субъекту речи, то после приветствия следует знакомство. Оно может происходить непосредственно в виде самопрезентации или опосредованно в виде представления.

Согласно деловому этикету представить кого-то – значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает. Для того, чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий должен быть знаком с обеими сторонами.

Представляют: мужчину – женщине; младшего по возрасту – старшему по возрасту. По правилам делового этикета представляют младшего по должности – старшему по должности; одного сотрудника – группе сотрудников.

Назвав имя представляемого, следует назвать и того, кому представляем.

Представить одного человека другому можно двумя способами:

Господин Николаев ( или Анатолий Петрович), разрешите представить Вас госпоже Ивановой ( или Ивановой Анне Сергеевне);

Госпожа Иванова ( или Анна Сергеевна), позвольте представить Вам господина Николаева ( или Анатолия Петровича Николаева).

Второй способ более употребительный. Если это не светское, а деловое знакомство, обязательно указание должности и места работы.

При представлении сотрудника начальнику представляющий говорит: «Господин директор (или имя-отчество), позвольте представить Вам нашего нового сотрудника отдела рекламы – Сергея Кузнецова».

Если первое лицо (президент компании или директор, ведущий совещание) хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен сделать следующее: идет навстречу вновь прибывшему, они обмениваются рукопожатием, после чего президент компании (директор) говорит присутствующим: «Позвольте вам представить – господин Сергеев». Новоприбывший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь прибывший этого не делает, т.к. его уже представил директор компании. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно, чтобы не было необходимости переспрашивать.

Представляющий, знакомя лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, может воспользоваться формулировкой: «Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги», не акцентируя внимание на том, кто кому представлен. После этого знакомящиеся называют свои имена, отчества, фамилии.

Во время представления не нужно повторять имена людей по несколько раз. Это правило можно нарушить, если среди представляемых есть иностранец или человек с труднопроизносимым именем или фамилией. Если вы не расслышали имя, не стесняйтесь переспросить. Если человек, представляющий вас, вдруг забыл ваше имя, подскажите ему, чтобы избежать неловкости. Если при представлении неправильно назвали ваше имя, фамилию или профессию, то следует без раздражения поправить представляющего и внести необходимые уточнения. Если вы уже познакомились с человеком, но он не узнает вас, представьтесь ему еще раз.

Если при знакомстве люди сидят, то мужчина всегда встает, когда ему кого-либо или его кому-либо представляют. Женщина остается сидеть, если человек, с которым ее знакомят, не имеет более высокий должностной статус. Молодая женщина или девушка должна встать, когда ее знакомят с пожилой дамой или мужчиной намного старше ее самой.

После представления принято обменяться любезными общими фразами. Инициатива при этом принадлежит женщине или лицу, старшему по должности, т.е. тому, кому представляли. Однако, если фразы носят отчетливо «верноподданнический» характер, их может произнести и тот, кого представляли. Например, представляемый может сказать: «Я давно мечтал познакомиться (быть представленным) с руководителем такой уважаемой фирмы!».

Когда вас представляют, скажите: «Здравствуйте» или «Приятно познакомиться» и смотрите в это время человеку в глаза. Если во время представления ваши руки заняты (например, папками), рукопожатие замените кивком.

При необходимости познакомить кого-либо со своими родственниками (например, во время домашнего приема сослуживцев) следует помнить, что собственных родственников, кроме матери, представляют всем остальным:

Господин Петров, позвольте представить Вас моей матери, госпоже Николаевой (Ольге Дмитриевне).

Профессор Дроздов, позвольте познакомить Вас с моей дочерью Валентиной.

Алла Сергеевна, познакомьтесь, пожалуйста, с моим братом Степаном.

Иван Петрович, разрешите представить Вам мою жену Наталью.

Доктор Федоров – моя жена Наталья.

При представлении своей жены или мужа нельзя использовать слова «госпожа» - «господин». Это допустимо лишь в том случае, если их знакомят с ребенком. Неуместны также слова «супруга» - «супруг», когда вы говорите о собственной жене или муже.

Знакомя двух людей, не представляйте одного из них как своего друга, если второй не является вашим родственником. Это недопустимо, потому что, рекомендуя одному человеку другого как своего друга, вы тем самым даете понять первому, что он не входит в круг ваших друзей.

По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предлагает следующие формулы:

Разрешите с Вами познакомиться,

Позвольте с Вами познакомиться.

Давайте познакомимся.

Далее называют себя, обмениваются визитными карточками (если они есть).

При посещении учреждения, офиса, необходимо представиться, используя формулу:

Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Иванов.

При самопредставлении можно назвать свое ученое звание или должность:

Разрешите представиться. Профессор Московского государственного университета Макаров Илья Петрович. Мне необходимо поговорить с Вами о … и т.д.

Недопустимо называть себя «господином».

Важным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он настраивает адресата на положительное отношение к собеседнику. Комплименты говорят в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Неуместен лишь неискренний и чрезмерно восторженный комплимент, а также комплимент ради комплимента. Комплимент может относиться к внешнему виду адресата, его отличным профессиональным способностям и высоким нравственным качествам, может содержать общую положительную оценку:

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

Вы (так, очень) обаятельны (эрудированны, умны, образованны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный,) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон, партнер).

Вы надежный партнер (компаньон).

С Вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

Вы очень милый (интересный) человек (собеседник).

Приятно было с Вами познакомиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: