double arrow

Личностно-ориентированный подход Карла Роджерса. Роджерианская модель консультирования. Гуманистический подход.

Гуманисты: А. Маслоу, Ф. Перлз, Б.С. Братусь, Флоренская.

Теоретические основания концепции Роджерса

· Феноменологический подход

- «Человека можно понять только в терминах (феноменах) его субъективных переживаний» – ценность субъективность. Субъективная реальность клиента первична и для консультанта, и для клиента. Консультация – это Встреча двух субъективных реальностей.

- «Люди способны определять свою судьбу» – ценность самоопределения.

- «Человек обладает позитивной внутренней природой и тенденцией к актуализации своего потенциала» – ценность роста и совершенствования.

Каждый человек имеет внутри большие резервы самопонимания, изменения «Я-концепции» и своего поведения, и эти ресурсы актуализируются (выявляются) только тогда, когда консультант создает соответствующий климат, для которого характерны такие помогающие установки: эмпатия, конгруэнтность, безусловное положительное отношение к клиенту.

· Тенденция к самоактуализации – универсальная тенденция Вселенной, всего органического и неорганического мира, является внутренней мотивирующей силой к расширению своего Я.

Термин «актуализация» впервые ввел Гольдштейн.

Эта тенденция имеет трансцендентную функцию – «выходящее за рамки моего опыта, за рамки моего Я».

Благодаря этой тенденции, люди движутся к саморегулированию и к самодетерминации, тем самым избавляясь от внешнего влияния и контроля.

Все психологические проблемы, по Роджерсу, связаны с блокированием тенденции к актуализации.

· Организменный (организмический) оценочный процесс – начинает подсознательно функционировать с момента рождения (с момента зачатия) – это подсознательное реагирование организма (тело – психика) на удовлетворяющие ситуации позитивными переживаниями («То, что мне нравится»), и напротив, избегание, негативное реагирование на те ситуации, которые не отвечают или противоречат тенденции к актуализации.

       
 
   
 


1/3 осознание

(воспринятая сознанием часть опыта)

феноменальное

поле опыта

подсознательное организменное

функционирование

· «Я» – по мнению Роджерса, это есть реальное, базисное, организменное Я (Я, основанное на оценочном организмическом процессе)

· «Я-концепция» – система представлений, конструкт человека о себе (не всегда соответствует организмическому Я)

Конгруэнтная и неконгруэнтная Я-концепция

Процесс актуализации – движение к конгруэнтности

Факторы, влияющие на формирование «Я-концепции» и на возникновение психологической проблематики:

1. Наличие условий ценности – оценок значимых других (прежде всего родителей), их установок, при котором «Я» ребенка положительно оценивается («Если ты…., то ты – хороший»). В последствии формируется установка, что важнее ориентироваться на других.

Хорошо Плохо

функционирующие функционирующие

родители родители

                   
   
 
     
 
   
 
     
 
 
   
 


2. Важность безусловного положительного отношения к ребенку – чем больше эта установка, тем меньше условий ценности ребенок интериоризирует в свою «Я-концепцию».

Механизм возникновения тревоги, дезадаптации и

других психотических срывов

Тревога возникает как реакция на рассогласование имеющейся «Я-концепции» и наличного опыта, тревога вызывает напряженность и запускает защитную позицию на охранение «Я-концепции».

Психотический (неконтролируемый, аффективный) срыв возникает тогда, когда человеком накоплен в большом объеме не принимаемый, отвергаемый его «Я-концепцией» опыт и механизмы защиты не срабатывают.

Цели консультирования:

- помочь клиенту выйти на уровень полноценно функционирующей личности, преодолев неконгруэнтные состояния его «Я-концепции»;

- помочь осознавать свои чувства и переживания (аффективно-ориентированная модель);

- повысить открытость новому опыту (тем самым сформировать большее доверие к жизни и самому себе).

Отношения в диаде «консультант – клиент» – это «парный танец», ведущим является клиент, а сопровождающим – консультант.

Позиция консультанта – партнер, фасилитатор, сопровождающий и поддерживающий клиента в процессе его самодвижения; у консультанта не роевое поведение, а аутентичное, «человечное» (не быть совершенным, а быть самим собой). Консультант не таит своих переживаний (самораскрытие) и обладает зрелой «Я-концепцией».

Анализ переноса и контрпереноса не приветствуется!

Установки консультанта:

Конгруэнтность – позиция максимального уровня присутствия в ситуации, открытости и прозрачности консультанта в отношении своих чувств и чувств, вызываемых у него клиентом. Конгруэнтность подразумевает готовность разделить чувства и дать обратную связь.

Рационализация, интеллектуализация приводят к отчуждению внутреннего и «Я-концепции». Лучше «проживать» чувства!

Безусловное позитивное отношение – проявление теплоты, уважения, заботы к личности клиента. Каждый человек имеет конструктивный потенциал!

Эмпатия – проявляется к различным (и к конструктивным, и к негативным) переживаниям клиента. Главное, чтобы эмпатия не переходила в слияние с клиентом!

Понимание – процесс и результат формирования смысла своих поступков, мыслей, чувств или переживаний, относительно как к ситуации актуального взаимодействия («здесь и теперь»), так и к жизнедеятельности личности в целом.

Стремление к осмысленности жизни, ситуации, поступков считается главном стремлением зрелой личности.

Т.О., клиент-центрированное консультирование выступает как процесс понимания стремлений (интенций) и возможностей развития клиента (в логике клиента).

В этом процессе принцип трансцендентности (выход за пределы личного) выступает одним из ключевых, что означает переориентацию психолога и клиента с неизбежности того, что есть (имманентность) на веру и надежду в возможности человека.

Профессиональное психологическое понимание отличается от обыденного четырьмя проф. установками:

1. Безусловное принятие (толерантность, уважение к свободе клиента)

2. Безоценочная эмпатия (переживания «как будто с клиентом»)

3. Конгруэнтность (аутотентичность)

4. Конкретность (персонифицированность, обращение к конкретному другому)

Такое понимание в гуманистическом ключе актуализирует самопонимание клиента. А самопонимание запускает механизм самопроектирования.

Любовь к себе выполняет в данной модели когнитивную функцию. Любовь к себе:

- принятие;

- доверие к себе (к чувствам, к интуиции);

- вера в себя;

- умение находить ресурсы внутри себя;

- забота о себе, удовлетворение своих потребностей и др.

Понимание выступает как сближение «Я-идеального» («Я-потенциальное», «Я-возможное», «Я, к которому я стремлюсь») и «Я-реального» («Я-наличное»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: