«Пальчики здороваются»
Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касаясь кончиков указательного, среднего и безымянного пальцев этой же руки.
То же упражнение выполняется пальцами правой руки.
То же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки.
Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи,
«Оса»
Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.
То же упражнение проводится указательным пальцем левой руки.
Затем совершаются одновременные движения указательными пальцами обеих рук (осы).
«Дети бегут»
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
То же упражнение проводится пальцами левой руки.
То же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук.
«Игра на рояле»
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.
|
|
Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
«Поочередное сгибание пальцев»
Последовательно сгибать пальцы правой руки начиная с большого пальца.
То же упражнение, только сгибать пальцы начиная с мизинца.
То же упражнение пальцами левой руки.
«Поочередное разгибание пальцев» Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно вып-1 рямлять их начиная с большого пальца.
То же упражнение, только разгибать пальцы начиная с мизинца.
Те же упражнения выполняются пальцами левой руки. Согнуть пальцы правой и левой руки в кулак и одновременно последовательно выпрямлять пальцы начиная с большого пальца.
Выполнить то же упражнение, только выпрямлять паль-1 цы начиная с мизинца.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
«Лесенка» (индийская игра)
К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.
Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.
При использовании этих упражнений развитие ручной моторики необходимо проводить в двух направлениях:
1) развитие кинетической организации движений;
2) уточнение кинестетической основы двигательного акта.
Каждое из приведенных выше упражнений может быть использовано также и для развития кинестетических ощущений. С этой целью детям предлагается выполнить упражнение с закрытыми глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданное логопедом. Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы.
|
|
С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные пальчиковые игры.
пальчиковые игры
«Пальчики в лесу»
Дети держат перед собой левую (затем правую) руку ладонью к себе.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел. (Загибают мизинец.)
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Этот пальчик чистить стал. (Загибают безымянный палец.)
Этот резал. Этот ел. Ну, а этот лишь глядел! |
(Загибают средний палец.)
(Загибают указательный палец.) (Загибают большой палец. Щекочут ладошку.)
«Пальчики»
Дети поднимают левую руку ладонью к себе.
Правой рукой загибают пальцы.
Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный
палец.) Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)
(Загибают указательный палец.) (Загибают большой палец.) |
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко-крепко спит.
Тише-тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать! (Распрямляют пальцы
руки.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
«Кто приехал?» (болгарская игра)
Кто приехал? Мы, мы, мы! |
Дети складывают пальцы обеих рук кончиками вместе. (Быстро хлопают кончиками больших пальцев.) (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
Мама, мама, это ты?
(Хлопают кончиками больших пальцев.)
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
Да, да, да!
Папа, папа, это ты?
Да,да, да!
Братец, братец, это ты?
Да, да, да!
Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да!
Все мы вместе, да,да,да!
(Хлопают кончиками указательных пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками средних пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками безымянных пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками мизинцев.)
(Хлопают всеми пальцами.)
затем правую руку ладонью |
«Сидит белка» Дети поднимают левую, а к себе.
Сидит белка на тележке, Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
(Загибают большой палец правой рукой.) (Загибают указательный, средний палец.) (Загибают безымянный палец.) (Загибают мизинец.)
Для развития ручной моторики используются игры на разгибание пальцев рук.
«Этот пальчик»
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак. Этот пальчик — дедушка, (Разгибают большой палец.) Этот пальчик — бабушка, (Разгибают указательный палец.) Этот пальчик — папочка, (Разгибают средний палец.)
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Этот пальчик — мамочка, (Разгибают безымянный
палец.)
Этот пальчик — наш малыш. (Разгибают мизинец.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
«За работу»
Дети сгибают пальцы левой, а затем и правой руки в кулак.
Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить, (Разгибают большой палец.)
Печи все тебе топить, (Разгибают указательный палец.)
А тебе воду носить, (Разгибают средний палец.)
А тебе обед варить. (Разгибают безымянный палец.)
При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.
|
|
конструирование
Использование конструирования позволяет развивать | ручную моторику, совершенствовать зрительно-простран-1 ственное восприятие, зрительно-моторную координацию, а также наглядно-образное мышление.
Для конструирования дошкольникам с ЗПР предлагаются простые изображения хорошо известных детям предметов с постепенным усложнением графического образа] и увеличением количества элементов.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
Кроме описанных выше приемов, для развития ручной моторики используются следующие:
1) раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков и др.);
2) составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3, на 4. Первоначально картинки складываются по образцу, в дальнейшем — по памяти;
3) обведение контуров предметных изображений;
4) раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;
5) вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;
6) расстегивание пуговиц, шнурование;
7) работа с мозаикой;
8) работа с пластилином.