Упражнения на координацию и динамическую организацию движений

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», по­очередно касаясь кончиков указательного, среднего и бе­зымянного пальцев этой же руки.

То же упражнение выполняется пальцами правой руки.

То же упражнение выполняется одновременно пальца­ми правой и левой руки.

Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальца­ми правой руки (большой с большим, указательный с ука­зательным и т. д.)


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи,

«Оса»

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпря­мить указательный палец и вращать им.

То же упражнение проводится указательным пальцем левой руки.

Затем совершаются одновременные движения указатель­ными пальцами обеих рук (осы).

«Дети бегут»

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

То же упражнение проводится пальцами левой руки.

То же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук.

«Игра на рояле»

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.

Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

«Поочередное сгибание пальцев»

Последовательно сгибать пальцы правой руки начиная с большого пальца.

То же упражнение, только сгибать пальцы начиная с мизинца.

То же упражнение пальцами левой руки.

«Поочередное разгибание пальцев» Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно вып-1 рямлять их начиная с большого пальца.

То же упражнение, только разгибать пальцы начиная с мизинца.

Те же упражнения выполняются пальцами левой руки. Согнуть пальцы правой и левой руки в кулак и одновре­менно последовательно выпрямлять пальцы начиная с боль­шого пальца.

Выполнить то же упражнение, только выпрямлять паль-1 цы начиная с мизинца.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

«Лесенка» (индийская игра)

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик ука­зательного пальца левой руки соединяется с кончиком боль­шого пальца правой руки. Далее все движения повторяют­ся. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.

При использовании этих упражнений развитие ручной моторики необходимо проводить в двух направлениях:

1) развитие кинетической организации движений;

2) уточнение кинестетической основы двигательного акта.

Каждое из приведенных выше упражнений может быть использовано также и для развития кинестетических ощу­щений. С этой целью детям предлагается выполнить уп­ражнение с закрытыми глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально за­данное логопедом. Ребенок закрывает глаза, логопед ста­вит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же ру­кой после определенной паузы.

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, извес­тные народные пальчиковые игры.

пальчиковые игры

«Пальчики в лесу»

Дети держат перед собой левую (затем правую) руку ла­донью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли зайчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел. (Загибают мизинец.)


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Этот пальчик чистить стал. (Загибают безымянный палец.)

Этот резал. Этот ел. Ну, а этот лишь глядел!

(Загибают средний палец.)

(Загибают указатель­ный палец.) (Загибают большой палец. Щекочут ладошку.)

«Пальчики»

Дети поднимают левую руку ладонью к себе.

Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный

палец.) Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)


(Загибают указатель­ный палец.) (Загибают большой палец.)

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко-крепко спит.

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать! (Распрямляют пальцы

руки.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.


«Кто приехал?» (болгарская игра)

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Дети складывают пальцы обеих рук кончиками вместе. (Быстро хлопают кончи­ками больших пальцев.) (Кончики больших паль­цев прижаты друг к дру­гу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)


Мама, мама, это ты?


(Хлопают кончиками больших пальцев.)




§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи



Да, да, да!

Папа, папа, это ты?

Да,да, да!

Братец, братец, это ты?

Да, да, да!

Ах, сестричка, это ты?

Да, да, да!

Все мы вместе, да,да,да!


(Хлопают кончиками указательных пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками средних пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками безымянных пальцев.) (Хлопают кончиками больших пальцев.) (Хлопают кончиками мизинцев.)

(Хлопают всеми пальца­ми.)


затем правую руку ладонью

«Сидит белка» Дети поднимают левую, а к себе.

Сидит белка на тележке, Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.


(Загибают большой палец правой рукой.) (Загибают указатель­ный, средний палец.) (Загибают безымянный палец.) (Загибают мизинец.)


Для развития ручной моторики используются игры на разгибание пальцев рук.

«Этот пальчик»

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак. Этот пальчик — дедушка, (Разгибают большой палец.) Этот пальчик — бабушка, (Разгибают указатель­ный палец.) Этот пальчик — папочка, (Разгибают средний палец.)


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Этот пальчик — мамочка, (Разгибают безымянный

палец.)

Этот пальчик — наш малыш. (Разгибают мизинец.) Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

«За работу»

Дети сгибают пальцы левой, а затем и правой руки в ку­лак.

Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить, (Разгибают большой па­лец.)

Печи все тебе топить, (Разгибают указатель­ный палец.)

А тебе воду носить, (Разгибают средний па­лец.)

А тебе обед варить. (Разгибают безымянный палец.)

При проведении описанных игр логопед сначала сам про­читывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, нача­тую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворе­ние наизусть и сопровождают движения пальцев соответ­ствующим текстом стихотворения.

конструирование

Использование конструирования позволяет развивать | ручную моторику, совершенствовать зрительно-простран-1 ственное восприятие, зрительно-моторную координацию, а также наглядно-образное мышление.

Для конструирования дошкольникам с ЗПР предлага­ются простые изображения хорошо известных детям пред­метов с постепенным усложнением графического образа] и увеличением количества элементов.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

Кроме описанных выше приемов, для развития ручной моторики используются следующие:

1) раскладывание и складывание разборных игрушек (мат­решек, пирамидок, чашечек, кубиков и др.);

2) составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3, на 4. Первоначально картинки складываются по образ­цу, в дальнейшем — по памяти;

3) обведение контуров предметных изображений;

4) раскрашивание контурных изображений предметов цвет­ными карандашами;

5) вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;

6) расстегивание пуговиц, шнурование;

7) работа с мозаикой;

8) работа с пластилином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: