double arrow

Среда разработки программ AVR Studio xx

Популярность микроконтроллеров AVR способствовала тому, что многие фирмы-производители программных средств поддержки микроконтроллеров (ассемблеров, компиляторов, отладчиков) создали программные пакеты поддержки AVR. Данный раздел содержит обзор программных средств, предлагаемых самой фирмой Atmel, и начинается со знакомства с основным программным пакетом - AVR Studio.

AVR Studio - это интегрированная отладочная среда разработки приложений (IDE) для микроконтроллеров семейства AVR (AT90S, ATmega, ATtiny) фирмы Atmel.

IDE AVR Studio содержит:

· транслятор языка ассемблера (Atmel AVR macroassembler);

· отладчик (Debugger);

· программное обеспечение верхнего уровня для поддержки внутрисхемного программирования (In-System Programming, ISP).

Отладчик AVR Studio поддерживает все типы микроконтроллеров AVR и имеет два режима работы: режим программной симуляции и режим управления различными типами внутрисхемных эмуляторов (In-Circuit Emulators) производства фирмы Atmel. Важно отметить, что интерфейс пользователя не изменяется в зависимости от выбранного режима отладки.

Отладочная среда поддерживает выполнение программ как в виде ассемблерного текста, так и в виде исходного текста языка С. Отладчик AVR Studio по формату объектного файла совместим с ассемблерами фирм Atmel (AVR Assembler) и IAR Systems (EWA90-Assembler - ftp://www.atmel.com/pub/atmel/ewa90-a.zip). По формату объектного файла ubrof AVR Studio совместим с компилятором С фирмы IAR Systems (ICCA90 C Compiler - www.iar.com), по формату coff - с компиляторами С фирм Imagecraft (ICCAVR и ICCtiny - http://www.imagecraft.com/software/index.html) и HP Infotech (CodeVisionAVR - http://infotech.ir.ro).

AVR Studio распространяется свободно, его последняя версия всегда доступна на сайте фирмы Atmel (http://www.atmel.com/atmel/products/prod203.htm).

Создание и трансляция проекта

После запуска AVR Studio для создания нового проекта необходимо в меню Project выбрать команду New. В результате на экране появляется диалоговое окно (рис. 4.1), в котором необходимо ввести название проекта (Project name) и его расположение (Location). Новый проект удобнее создавать в отдельной папке.

Рис. 4.1.Окно создания нового проекта

Далее выбирается тип проекта:

· AVR Assembler. Использует встроенный макроассемблер AVR Studio.

· Generic 3D party C compiler. Использует внешний компилятор С, имеющий интерфейс командной строки.

При выборе пункта AVR Assembler после нажатия кнопки OK на экране появляется окно организации проекта (рис. 4.2), показывающее все связанные с проектом файлы. Далее к проекту должен быть добавлен файл программы на языке ассемблера. Это можно сделать разными способами: или в проект добавляется уже существующий файл с расширением.asm, или создается новый.

Для создания нового файла необходимо в этом окне выбрать группу Assembler Files и в меню Project выбрать пункт Add File. В открывшемся окне следует ввести название файла с расширением.asm. Если файл был создан ранее, то его необходимо найти на диске и двойным щелчком мыши занести в строку <Имя файла>.

Рис. 2. Окно организации проекта

Созданный (или найденный) таким образом файл будет помещен в группу Assembler Files в окне организации проекта. Подобным же образом можно подключить к проекту и другие ассемблерные файлы, но группа Assembler Files может содержать только один файл, с которого в дальнейшем будет начинаться трансляция проекта. Назовем этот файл входным ассемблерным файлом проекта. Значок этого файла в окне организатора проекта отмечен красной стрелкой вправо, все другие файлы проекта будут отмечены синими стрелками, направленными вниз (рис. 4.3). Все файлы проекта должны быть включены во входной файл проекта с помощью ассемблерной директивы.include. Для смены входного файла проекта на другой надо установить курсор мыши на нужный файл в окне организации проекта и щелкнуть правой кнопкой мыши. В открывшемся всплывающем окне надо указать этот файл как Assembler entry file.

Для того, чтобы в тексте ассемблерных файлов вместо адресов внутренних регистров микроконтроллера использовать их символические имена, нужно подключить к проекту файл, содержащий назначения символических имен всех регистров выбранного микроконтроллера (обычно его называют включаемым файлом), например m103def.inc. Включаемые файлы входят в прикладное программное обеспечение AVR Studio и при инсталляции помещаются в папку Appnotes в директории, где установлен AVR Studio.

Рис. 4.3. Окно организации проекта с подключенными файлами проекта

Для редактирования исходного текста программы необходимо в папке Assembler Files в окне организации проекта открыть нужный файл с расширением

Рисунок 4.4 Окно редактирования программы на языке ассемблера

.asm. В открывшееся окно для редактирования файла можно с клавиатуры или через буфер компьютера ввести текст программы на языке ассемблера (рис. 4.4).

Перед трансляцией нужно задать установки проекта. В пункте меню Project выбирается Project Settings, и в открывшемся окне установок проекта указывается необходимый формат выходного файла. AVR Studio поддерживает следующие выходные форматы:

· Object

· Generic

· Intel Intellec 8/MDS (Intel Hex)

· Motorola S-Record

Для отладки в AVR Studio необходим файл в формате Object (объектный файл). Однако большинство программаторов в качестве входных используют файлы в формате Intel Hex.

Далее осуществляется трансляция программы и проверка правильности её написания. Выбирается пункт Assemble в меню Project. Открывшееся окно Project Output содержит сообщения ассемблера. В это окно выводится информация о количестве слов кода и данных, о наличии ошибок, и другая информация (рис. 4.5).

Рис.5. Окно сообщений ассемблера

Для локализации ошибок трансляции в случае их наличия можно в окне сообщений ассемблера установить курсор мыши на сообщение об ошибке и два раза щелкнуть левой кнопкой мыши. При этом в окне редактирования исходного текста программы курсор будет установлен на строку, вызвавшую сообщение об ошибке, и эта строка будет выделена цветом.

В результате трансляции создается выходной файл в указанном формате. Если исходный ассемблерный текст содержал сегмент энергонезависимых данных (объявленный директивой.eseg), то при трансляции будет создан также файл с расширением.eep. Этот файл содержит данные для внутренней EEPROM микроконтроллера и имеет тот же формат, что и выходной файл.

Если в результате трансляции не выдается сообщений об ошибках, можно приступать к отладке проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: