double arrow

Тема 46. Этноцентризм

Теория этноцентризма впервые была предложена У. Самнером, который понимал это явление как такое мировоззрение, при котором своя собственная этническая группа стоит в центре всего, и при этом каждая группа развивает собственную гордость и тщеславие, считая себя превосходящей все остальные группы и с презрением и высокомерием относясь к членам других этнических групп.

У. Самнер выдвигает следующие характеристики, описывающие особенности проявления этноцентризма на личностном и групповом уровнях:

§ этноцентрическая личность весьма ригидна в принятии своей культуры и отвергает, отрицает значимость культур других этносов;

§ этноцентрические группы имеют одновременно положительные установки к своей группе и отрицательные — к другим;

§ этноцентризм проявляется у всех народов в виде оценки других групп на основании ценностей собственной этнической группы, и эти ценности являются единицами измерения, эталонами;

§ этнические группы, долгое время жившие в ситуации изоляции от других этносов, в моноэтнической среде, имеют более сильную выраженность этноцентризма;

§ этноцентрические группы имеют различное отношение к членам своей и чужой группы, члены своей этнической группы оцениваются как подлинные, настоящие люди с подлинными ценностями и устоями, в то время как представители "чужих" этнических групп рассматриваются и оцениваются как странные, глупые, аморальные и т. п.;

§ разные этноцентрические группы по-разному оценивают представителя другой этнической группы и всю группу в целом, так как, используя в качестве системы оценки свою ценностную систему, они соотносят с ней систему ценностей "чужой" группы, и эта "чужая" группа будет оцениваться тем более позитивно, чем ближе и понятнее ее система ценностей к данной группе.

Под этноцентризмом понимается предпочтение индивидом своей этнической группы и оценка других групп, людей и явлений действительности с точки зрения их сравнения со своей этнической группой, которая выступает центральной категорией сравнения. Этноцентризм не является врожденным явлением, а выступает как определенная структура менталитета человека, который формируется в ходе его социализации. Этноцентризм имеет следующие показатели:

§ собственная группа выступает в качестве некоего эталона, на основании которого люди воспринимают и оценивают различные жизненные явления;

§ в качестве эталона могут выступать: религия, язык, литература данной этнической группы, пища, одежда и т: д. и т. п.;

§ элементы своей культурной традиции, ее нормы, ролевые стереотипы, ценностные ориентации воспринимаются как естественные и правильные, а элементы других культур — как неестественные и неправильные;

§ другие культуры могут обладать своими ценностями, нормами и обычаями, но они являются более низкими по сравнению с культурой и традициями своей группы;

§ обычаи своей группы рассматриваются как универсальные, при этом может возникать наивное представление о том, что эти традиции и обычаи являются объективной реальностью и универсальны для всех людей на Земле;

§ преобладает твердое представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу другим, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Этноцентризм может иметь как позитивную, так и негативную степень выраженности. Под степенью выраженности этноцентризма понимается, как именно представители этнической групп воспринимают и оценивают себя и членов "чужих" этнических групп и как именно они относятся к "чужакам". Этноцентризм, имеющий позитивную форму выражения, включает в себя следующие характеристики:

§ выполняет ряд позитивных функций для этнической группы, среди кото рых наиболее ценными являются следующие: - поддержание позитивной идентичности представителей той или иной этнической общности; -сохранение целостности, специфичности и самобытности этнической группы;

§ изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям и в этом случае выражается не как занижение уровня значимости и важности других групп, а как повышение значимости своей группы без отрицания и принижения культур других, "чужих" этнических групп;

§ может иметь такую позитивную форму выражения, при которой достаточно объективно оцениваются качества своей группы и при этом осуществляются попытки понять особенности чужой группы.

Тенденция дифференциации, т. е. отделения себя от других групп, выражается в форме сопоставления, когда происходит принятие и признание этническими группами своих различий и своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов.

Негативная степень выраженности этноцентризма имеет следующие характеристики:

§ дифференциация, отделение себя от других групп осуществляется в форме противопоставления себя другим этническим группам с характерной предвзятостью по отношению к ним, которая может иметь следующие особенности проявления: - приписывание себе только позитивных качеств, а врагам — только негативных, т. е. своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая и ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа — как агрессивная "империя зла", преследующая свои эгоистические интересы; - различная оценка тождественных по смыслу качеств в зависимости от того, приписываются они своей или чужой группе, т. е. люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык при описании той же черты чужой группы;

§ в качестве негативной формы проявления этноцентризма может выступать воинственный этноцентризм, имеющий следующие характеристики и особенности проявления:

Þ понимается как такой вид этноцентризма, при котором люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим;

Þ выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи;

Þ оказывает неблагоприятное, отрицательное влияние на личностный рост представителей данной этнической группы, так как с его позиций формируется этническая идентичность ребенка, а следовательно, оказывается влияние и на всю Я-концепцию личности;

Þ используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов;

§ в качестве крайней степени выраженности этноцентризма выступает делегитимизация, имеющая следующие характеристики и особенности проявления:

Þ понимается как процесс категоризации одной этнической группой другой группы или групп в супернегативные социальные категории;

Þ предполагает осознание группой своего подавляющего превосходства над другими;

Þ может возникать на основе действительно значительных различий во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры, но эти различия изначально не носят оценочного характера, а становятся таковыми вследствие этноцентрических тенденций, преобладающих у данной группы;

Þ в качестве цели выступает полная дифференциация своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из рода человеческого и отношения к ним как к нелюдям.

В качестве факторов, обусловливающих степень выраженности этноцентризма. можно выделить следующие факторы:

§ особенности той или иной культуры, в которой преобладают определенные тенденции — коллективизм и индивидуализм: тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических;

§ специфика ценностей, которые преобладают в той или иной культуре, например в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее;

§ социальные факторы, среди которых ведущими являются социальная структура и объективный характер межэтнических отношений: представители групп меньшинства - небольших по размеру и ниже других по статусу — более склонны к предпочтению своей группы, а при наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм проявляется в очень ярких формах и становится дисфункциональным для индивида и социума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: