Налоговая проверка как основная форма налогового контроля

НК позволяет говорить о 4 видах налоговых проверок:

1. Выездная

2. Камеральная

3. Встречная

4. Контрольная проверка.

Что касается встречных и контрольных, это достаточно условные проверки. Встречная проверка предполагает не что иное, как истребование документов у третьих лиц при проведении, как правило, выездной проверки. Таким образом, встречная проверка – это не самостоятельная, а зависимая проверка, и возникает она при необходимости перепроверить данные или восполнить данные, которые необходимы для проведения выездной налоговой проверки.

Что касается контрольной налоговой проверки, это также не основная, а зависимая проверка. По своей сути это выездная, но проводится она по решению вышестоящего налогового органа и имеет не одну цель, а две. Она имеет цель проверить и налогоплательщика, и тот налоговый нижестоящий орган, который проверял этого налогоплательщика. И может оказаться ситуация, что на самом деле истинной причиной контрольной проверки будет не налогоплательщик, а деятельность налогового органа по проверке им налогоплательщика.

Итак, основные виды – это выездная и камеральная налоговая проверки.

Можно говорить о двух принципах, которые распространяются на камеральную и выездную налоговую проверку. Первый принцип – это ограничение глубины налоговой проверки. И хотя принцип общий, но глубина у выездной и камеральной проверок разная. Глубина налоговой выездной проверки – 3 года, а глубина камеральной – 3 месяца. Но эти три месяца – это период, который отводится на проверку поданных документов.

Если в течение трех месяцев не удается завершить камеральную проверку, остается возможность трансформировать ее в выездную проверку. Что касается глубины налоговой проверки в 3 года, то оказалось, что это спорный вопрос. В 87 статье написано достаточно отчетливо, что налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Второй принцип – запрет на повторность налоговых проверок. Но этот запрет в 87 статье предусмотренный, сформулирован следующим образом: запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уже уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.

Камеральная налоговая проверка. Само слово камеральная проверка происходит от французского камераль (кабинет) и отражает сущность этой налоговой проверки. Речь идет о проверке документов, которая осуществляется в кабинете налогового должностного лица, и проверке подлежат документы, которые представляются самим налогоплательщиком.

Субъектом, который проводит камеральную налоговую проверку, является должностное лицо налогового органа, налоговый инспектор, и эта проверка проводится без какого-либо специального решения, без издания какого-либо специального акта. Это нормальная деятельность должностного лица налогового органа и он проводит это регулярно без принятия специального решения.

Объектом налоговой проверки является налогоплательщик. Если исходить из ст.88, то речь может идти только о налогоплательщике, потому что только он упомянут в этой статье. Но в данном случае надо исходить из ст.88, которая является общей, и тогда мы должны утверждать, что камеральной проверке подвергаются (или должны подвергаться) налоговые агенты и плательщики сборов.

Срок, в течение которого должна быть проведена камеральная налоговая проверка, это 3 месяца со дня представления налоговых деклараций и иных документов. Сами налоговые декларации представляются к определенному сроку, и этот срок определяется по каждому налогу индивидуально. Поэтому на самом деле глубина налоговой камеральной проверки безгранична. Можно проверить налогоплательщика в процессе камеральной проверки за весь период его существования, но 3 месяца дано на то, чтобы проверить ту налоговую декларацию, которая представлена по очереди по требованию налогового законодательства.

Тут тоже есть свои особенности. Результатом камеральной налоговой проверки является составление требования об уплате налога и пени. Если нет претензий к налоговой декларации, то результатом является просто принятие налоговой декларации, и никаких иных последствий не возникает.

Другой возможный результат – обнаружение ошибок и в результате требование об уплате налога и пени за просрочку уплаты налога. Это требование об уплате налога и трехмесячный срок – они как раз друг на дружку начинают налагаться. Дело в том, что к тому требованию, которое вытекает из 88 статьи, есть свои сроки. Этот срок определен в 80 статье НК, где написано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. За пределами этого 3-месячного срока требование направляться не должно, а если направлено, то оно теряет свою силу.

Выездная налоговая проверка представляет собой комплекс действий по проверке фактического состояния налогоплательщика, в том числе это проверка соответствия ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства. Это проверка правильности налоговых расчетов и проверка полноты и своевременности уплаты налога.

В составе выездной налоговой проверки проводится целый комплекс мероприятий, в том числе инвентаризация, получение объяснений от налогоплательщика или его представителей, истребование документов у налогоплательщика, осмотр территорий и помещений налогоплательщика, выемка документов и предметов, допрос свидетелей, экспертиза, которая назначается в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Из Кодекса и нормативных актов вытекает целый ряд правил, которые должны соблюдаться при проведении выездной налоговой проверки. Первое правило касается охвата или полноты выездной налоговой проверки. Налоговые проверки могут быть комплексными и могут быть тематическими. И та и другая подпадают под понятие выездной налоговой проверки. Комплексная предполагает проверку всей деятельности налогоплательщика за определенный период, а тематическая – по отдельному налогу или группам налогов.

Второе правило касается частоты выездных налоговых проверок. Согласно 89 статье в одном календарном году нельзя проводить более одной выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика. Но при этом запрет касается только повторности по одним и тем же налогам и за один и тот же налоговый период. Поэтому если подойти с другой стороны к этой норме и спросить, можно ли провести у налогоплательщика несколько выездных налоговых проверок в течение года? – Свободно. Если проверять последовательно налоги или проверять все налоги, но поквартально, то можно проверять налогоплательщика круглогодично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: