double arrow

Понятие общения. Функции, виды, формы общения

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сфе­рами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению коммуникантов в про­странстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,

3) с точки зре­ния формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,

5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,

7) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное

8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.

Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой.

10/ 10 Основные феномены межличностного общения и общения в группе, их природа.

Феномены в межличностном общении:
Роль и ролевые ожидания, смысловые или коммуникативные барьеры(социальный: политика, религия или псих. характер), каузальная атрибуция, стереотипизация, идентификация, рефлексия(социальная)
Феномены общения в группе:
Референтность, лидерство, конформность и нонконфорность
Каузальная атрибуция – интерпритация причин поведения др людей. Причины – мотивы или цели(не зная истинных причин, делают выводы)
Стереотипизация – классификация и оценка форм поведения, при кот причины приписываются к уже известной категории стереотипов
Идентификация – буквальное отождествление себя с др человеком, при общении мы начинаем мыслить, чувствовать и вести себя как партнер по общению

Эмпатия – когда субъект понимает чувства человека, но не идентифицируется с ними
Рефлексия – осмысление субъектом того, с какой целью и с каким рез-м он произвел впечатление на человека. Происходит взаимный перекрест разных миров
Референдум – это отношение значимости, кот связывает субъект с др чел-м или группой лиц.
Референдность – особое кач-во личности
Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению, проявл-ся в изменении поведения и установок. Ранее не подчинялся позициям большинства, а теперь подчиняется
Конформность: внешняя- чел демонстрат. Подчиняется мнению группы, но остается при своем мнении. Внутр. – отказывается от своего мнения в пользу большинства
Нонконформность – чел хочет поступать всегда на перекор мнения других

11/Конфликт -это отношения между субъектами социального взаимодействия,которые характ-тся противоборством за наличия противоположных мотивов(потребностей,интересов,целей, идеалов,убеждений)или суждений(мнений,взглядов,оценок и т. п.)Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия,что проявляется через нанесения взаимного ущерба (морального,материального,физического, психологического и т. п.)Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений,а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике(как систему взаимосвязанных структурных элементов)и в динамике (как процесс). Основными структурными элементами конфликта есть стороны конфликта;предмет конфликта;образ конфликтной ситуации;мотивы конфликта;позиции сторон-конфликтеров. В динамике конфликта pазличает четыре этапа:возникновение объективных пpотивоpечий;осознание конфликтной ситуации;пеpеход к конфликтным действиям;pазpешение конфликта. внутриличностный — острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения; межличностный — возникает между двумя (или больше) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей; личностно-групповой — зачастую происходит в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям. межгрупповой. В этом случае может возникнуть столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой ситуации.

Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития).

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его.

12/ Групповая динамика — это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

Группа - это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д.

Виды групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития - развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).

Малые группы - это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

По роду деятельности малые группы бывают: промышленные, учебные, любительские.

По способу возникновения: формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел); неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений - от дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида: группы членства (все люди в группе); референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Можно выделить следующие функции группы.

Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида

Структура малой группы подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения)

13/понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами.

14/ Психологическая структура личности включает в себя: 1.Темперамент –врожденные, индивидуально-психологические особенности личности, которые характеризуют динамические качества поведения человека. Характеристики: активность, темп реакции, эмоциональная возбудимость, адаптация. Типологии: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. 2.Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, и характеризуют типичные способы поведения человека. Типология характера: типология Кречмера (связывает характер и телосложение человека). Типы характера: астеник(человек худощавого телосложения),пикник(плотное телосложение),атлетик (спортивное телосложение), диспластик (высокий рост, низкий рост, широкие плечи, но узкие бедра). 3.Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются условием для успешного выполнения деятельности.Задаток – врожденные особенности нервной системы, которые составляют основы для развития способностей 4.Воля – сознательное продолжение человеком трудностей на пути осуществления действия, которое осуществляется в ситуациях, связанных с выбором и принятием решений. 5.Эмоции – субъективные психические состояния, которые протекают в форме переживания человеком своего отношения к себе, другим людям или обстоятельствам. 6.Мотив и потребность (Мотив – побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением потребностей. Потребность – нужда человека в чем-либо, необходимая для существования и развития.)

15/Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действийФункции самосознания

· Самопознание — получение информации о себе.

· Эмоционально-ценностное отношение к себе.

· Саморегуляция поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: