Что включает в себя система педагогических наук и какова ее связь с другими науками? Какими?

К источникам педагогической науки относят: 1) научно-педагогические исследования, 2) педагогическое наследие прошлого, 3) народную педагогику, 4) передовой педагогический опыт; 5) инновационные педагогические исследования.

В наше время понятие "педагогика" охватывает целую систему педагогических наук.

Структура современной педагогики отражает связи и отношения, сложившиеся в ходе исторического развития различных отраслей педагогических знаний, определяет место каждой из педагогических наук, ее роль педагогической практики. Современная педагогическая наука представляет собой круг самостоятельных наук, среди которых:

1. История педагогики, изучающая развитие педагогической мысли, на разных их исторического развития человеческого общества.

2. Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности обучения и воспитания, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа. Она традиционно делится на четыре больших раздела: общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию и методику воспитания, школоведение (систему управления школой и деятельность органов образования).

Относительно разделения педагогической науки по отраслям, их насчитывается уже около двадцати и количество их может расти и дальше. Все они опираются на структуру и принципы общей педагогики и являются ее "дочерними", хотя и самостоятельными науками. Их условно можно разделить на общие и функциональные. К общепедагогическим наукам относят:

• возрастную педагогику (дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы и т.д.);

• коррекционную педагогику, которая разрабатывает вопросы воспитания слепых (тифлопедагогика) и глухих (сурдопедагогика) детей; умственно отсталых детей (олигофренопедагогика), детей с неправильно сформированной речью (логопедия);

• социальную педагогику, изучающую механизмы формирования личности в социуме. Сюда же можно отнести и семейную педагогику;

• народную педагогику - совокупность идей, пословиц, поговорок, сказок, в которых отражается отношение народа к сущности и характеру воспитания;

• этнопедагогику, изучающую полученные народом знания и умения в области воспитания и обучения, отражены в фольклоре, традициях, обрядах.

К функциональным педагогическим наукм относят:

• профессиональную педагогику;

• отраслевые педагогики (авиационная, военная, медицинская, культуро-образовательная и т.п.);

• педагогику повышения квалификации и переквалификации специалистов;

• частичные или предметные методики преподавания, помогающие учителю-предметнику в подготовке и проведении уроков и других видов учебно-воспитательной деятельности.

Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (по сравнению с отечественной). Совокупность отраслей педагогики составляет единую систему педагогических наук.

Педагогика тесно связана со многими другими науками. Идеи смежных наук о человеке позволяют педагогике более глубоко и всесторонне исследовать закономерности воспитания и образования. Педагогика имеет тесные связи с такими наукам как философия, история, социология, психология, этика, эстетика, анатомия, физиология человека, гигиена, этнография, математика, кибернетика и др..

Педагогика тесно связана с философией, которая является фундаментом педагогики, играет роль историологической основы педагогики. Особое значение имеет философия воспитания, которая рассматривает использование в процессе воспитания идей различных философских систем. Философия помогает определить содержание и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей для понимания и бытия человека.

Анатомия и физиология является основой для понимания биологической сущности человека, развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств и т.д.

Особенно тесно педагогика связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. Педагогика изучает эффективность тех воспитательных воздействий, которые могут привести к изменениям во внутреннем мире и поведении человека, а психология дает педагогам своеобразный инструмент воздействия на человека. Каждый раздел педагогики имеет свою опору в соответствующем разделе психологии (дидактика - теория познавательных процессов, теория воспитания - психологию личности и т.д..).

Педагогика также связана с социологией, историей, литературой, антропологией, географией, медициной, экологией, экономикой, археологией, так как изучение человека, его жизни и условий развития помогает в совершенстве исследовать закономерности воспитания. Об этом в свое время писал Ушинский: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то прежде всего она должна изучить его также во всех отношениях".

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны: творческое использование научных идей других наук; применение методов других наук - математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: