Сильвестр родился в начале XVI в. в Новгороде (точная дата его появления на свет неизвестна). Андрей Курбский в своей «Истории князя Московского» связывал возвышение Сильвестра с событиями московского пожара и восстания 1547 г. В лице Сильвестра, по мнению Курбского, сам Бог протянул христианам руку помощи. По Курбскому, перед испуганным юношей-царем, погрязшим в жестокое-тях и неправедной жизни, вдруг неожиданно предстал пришелец из Новгорода, поп Сильвестр, который именем Бога стал заклинать Ивана начать заниматься государственным правлением, вспомнить о справедливости, наказать и отставить дурных вельмож и приблизить умных помощников. Арсенал методов убеждения Сильвестра был очень не широк, но, видимо, очень действен для XVI в.: новгородец, по словам самого Ивана Грозного, «пугал его страшилками», т.е. описанием адских мук, которые ждут грешников. Кроме того, Сильвестр поведал Ивану IV о видениях и о чудесах. В итоге, душа молодого великого князя исцелилась, и он превратился в доброго правителя.
Очевидно, речь священника на фоне моря огня, поглотившего столицу, произвела на молодого царя неизгладимое впечатление и толкнула Ивана к перемене поведения. В этом можно согласиться с Курбским. Но вот появился Сильвестр в Москве не в 1547 г., а гораздо раньше. Уже в 1541 г. Сильвестр был одним из священников домовой церкви московских правителей — Благовещенского собора в Кремле, потом стал благовещенским протопопом (старшим священником). Известно, что стараниям Сильвестра в 1541 г. во многом был обязан освобождением из заключения двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр был дружен с ним и его матерью. Сильвестр также был близок к митрополиту Ма-карию, в прошлом новгородскому архиепископу, занимавшему митрополичью кафедру в 1542-1563 гг.
Сильвестр отличался бескорыстием и глубокой верой. Молитвой он доводил себя до состояния, когда ему слышались небесные голоса и являлись видения. Надо ли говорить, какое впечатление это производило на его современников! Благовещенского попа москвичи почитали чуть ли не святым. Конечно, юный Иван не раз встречался с Сильвестром до пожара и знал о его нравственных достоинствах.
После падения Избранной Рады Иван стал звать Сильвестра не иначе, как «поп-невежа». Но это было несправедливое прозвище. В отличие от многих священников, Сильвестр был образованным человеком, возможно, он даже знал греческий язык. Сильвестр любил чтение, имел хорошую библиотеку, которую в годы милости к нему царя пополнял за счет книг, подаренных Иваном. С именем Сильвестра связано появление очень интересного сочинения XVI в. — «Домостроя», который представлял собой сборник деловых, хозяйственных и нравоучительных советов, почерпнутых из множества отечественных и переводных книг.
В отличие от Адашева, каких-либо постоянных обязанностей в правительственном круге (в Избранной Раде) Сильвестр не имел. Он выполнял отдельные конкретные поручения, например, руководил восстановлением пострадавшей от огня росписи кремлевских храмов. Но Сильвестр постоянно находился при царе, поучая его. Убеждения благовещенского протопопа, его религиозность передавались ученику. Иван увлекся религией, стал ревностно соблюдать обряды. У царя даже
1 Юродивые — как правило, убогие нищие богомольцы с признаками душевной болезни. На Руси их почитали и жалели, ибо были уверены, что их устами говорит Ьог, который направляет и их поступки, ибо своею ума у таких людей нет.
случались приступы экзальтации: так, после длительных молитв накануне штурма Казани, царь услышал звон колокола Симонова монастыря. Все сочли это знамением победы, ибо Симонов монастырь под Москвой был основан племянником Сергия Радонежского, духовником Дмитрия Донского — Федором Симоновским. В этом монастыре были погребены воины, погибшие на Куликовом поле. Сильвестр, почитавший Макария и Адашевых, поддерживал уважение к ним и у царя. Близость к Ивану IV не принесла Сильвестру ни доходов, ни высоких церковных должностей, потому что он к ним не стремился. Он начал свой придворный взлет протопопом Благовещенского храма и в этом звании пребывал до опалы. Часто гишут, что Сильвестр был духовником царя. Это отчасти верно. Влияние Сильвестра на царя было огромным, царь раскрывал свои помыслы Сильвестру, слушал его советы, но официально духовником Ивана IV Сильвестр не был.
3. Губная грамота 1539 г. каргопольцам и белозерцам1.
«Князьям и детям боярским, отчинникам и помещикам, и всем служилым людям, и старостам, и соцким, и десяцким, и всем крестьянам моим, великого князя, митрополичьим, владысным, княжим, помешиковым, монастырским, черным, псарям..., бортникам, рыболовам, бобровникам, оброчникам и всем без исключения. Били вы нам челом, что у вас в волостях многие села и деревни разбойники разбивают, имения ваши грабят, села и деревни жгут, на дорогах много людей грабят и разбивают и убивают многих людей до смерти. А иные многие люди разбойников у себя держат, а к иным людям разбойники с разбоем приезжают и разбойную рухлядь (вещи) к ним привозят.
Мы к вам посылали обыщиков своих, но вы жалуетесь, что от наших обыщи-ков... большие вам убытки, и вы с нашими обыщиками лихих людей разбойников не ловите, потому что вам волокита большая, а сами разбойников обыскивать и ловить без нашего ведома не смеете.
Так вы бы, между собой свестясь (т.е. обсудив), все вместе поставили себе в головах детей боярских, в волости человека три или четыре, которые бы грамоте умели и которые годятся, да с ними старост, да десяцких и лучших людей крестьян человек пять или шесть и между собою, в станах и волостях, лихих людей разбойников сами обыскивали...
Где сыщете разбойников или тех, кто их у себя держит и разбойную рухлядь принимает, то вы таких людей пытайте накрепко, а допытавшись и бивши кнутом, казните смертию... Если разбойник с пытки объявит о своих товарищах в других городах, то вы об них пишите грамоты в те города к детям боярским, которые там поставлены в головах...»
4. Губная грамота селам Кирилло-Белозерского монастыря 1549 г.2
«Я, царь и великий князь, по их (крестьян) челобитью пожаловал, велел у них быть в разбойных делах в губных старостах, в выбранных головах, детям боярским..., да с ними целовальникам, тех сел крестьянам...
Поймают татя (вора) в первой татьбе, то доправить на нем исцовы (пострадавшего) иски... велите бить кнутом и потом выбить из земли вон. За второе воровство бить кнутом, отсекать руку и выбивать вон из земли; за третье воровство вешать...
В суды наместничьи губные старосты не должны вступаться, а наместники — в суды губных старост. Посулов и поминков (подарок, взяток) старостам губным и целовальникам не брать ни под каким видом и друг за другом смотреть, чтоб не брали».
1 Соловьев СМ. Сочинения. М., 1989, с. 437-438.
2 Там же, с.439.
§ 22. Внешняя политика Ивана IV и Избранной Рады в 1550-е гг.
Реформы 50-х гг. XVI в. улучшили обстановку в стране, что в немалой степени помогло Руси при решении внешнеполитических дел.