ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»
Методическая разработка лекционного занятия
«Период «молочных зубов»
Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»
Специальность: 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка)
Преподаватель: Касатикова Н.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК № 6 Протокол № ____ от „____” ___________ 20 г. Председатель ЦМК Фесенко И.С. |
План лекции
Анатомо-физиологические особенности периода «молочных зубов»
Особенности питания детей от 1 года до 7 лет
Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)
Обязанности медработника ДДУ
Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молочных зубов». Условно в нем выделяют две фазы: от 1 года до 3 лет – преддошкольный или старший ясельный возраст, от 3 до 7 лет – дошкольный возраст.
Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка. В течение первых 6 лет жизни закладывается основа личности ребенка, формируется характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.
|
|
Анатомо-физиологические особенности периода «молочных зубов»
Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы – речи.
Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, закрепленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.
Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетворяются общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками и способны организовывать с ними сюжетные и ролевые игры. Целесообразно в этом возрасте отдать ребенка в детский сад.
К 5-7 годам нарастает сила и подвижность нервных процессов. Ребенок может описать впечатления, свободно общаться с взрослыми, игры приобретают абстрактный характер, усложняются. Появляются различия в поведении мальчиков и девочек. К 7 годам большинство детей готово идти в школу.
Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совершенствуются терморегуляция, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженность естественных складок. К 5-6 годам они сглаживаются и исчезают. Отмечается рост бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.
Ребенка необходимо обучать навыкам гигиены (подмывание, умывание, чистка зубов) и пользованию горшком. Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться реже – 2 раза в неделю.
|
|
Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.
К 2 годам (24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса – 20 зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные зубы. В 6 лет – 1 постоянный зуб, в 7 лет – не менее 4.
Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнее-грудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.
В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Но они легко искривляются и деформируются.
Для предупреждения деформации костей необходимо: рациональное питание, достаточная двигательная нагрузка, адекватные физические нагрузки, правильный подбор мебели.
Характерно развитие мышечной системы: нарастание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2- 2,5 раза). В первые три года жизни преимущественно развиваются крупные и средние мышцы, обеспечивающие ходьбу, бег, прыжки. Развитие мелких мышц происходит медленнее и продолжается до 9-10 лет.
Для стимуляции работы кисти детям рекомендуются специальные упражнения (мозаика, кубики, рисование, лепка, штриховка).
Дыхательная система развивается и совершенствуется, совершенствуется функция газообмена в легких. К 2 годам формируются придаточные пазухи носа. До 3 лет дыхательные пути относительно узкие, а слизистая – нежная и слабо защищенная.
В связи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, бронхитами и пневмониями приходится на возраст 1-3 года.
Тип дыхания: к 2 годам – смешанный (диафрагмально-грудной), к 5 годам – грудной.
Частота дыхания до 3 лет – 28-32, после 3 лет – 25-30 в минуту. Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет.
При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание, потом шумы ослабевают, а к 7 годам становится везикулярным.
Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах и обогащается разветвленной сетью капилляров.
Пульс составляет: в 1-3 года – 115—105 уд. в мин., в 4-6 лет 100-90 уд. в мин.
АД систолическое до 5 лет = 80 + 2 n, где n – число лет ребенка, в 5 лет – 100 мм рт.ст., старше 5 лет = 100 + n. Диастолическое давление равно ½-2/3 от систолического давления.
Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции: ферментативная, двигательная, всасывающая и т.д. Однако слизистая остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания проявляется симптомами диспепсии.
К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия.
Длина пищевода к 5 годам – 16 см.
Емкость желудка: в 2года – 300-400 мл, в 3 года – 400-500 мл, в 5-6 лет – 1000 мл.
Значительно улучшается функция печени, но остаются менее совершенной, чем у взрослых.
Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет до 1 раза.
Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения.
К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.
Суточный объем мочи составляет: до 5 лет = 600+ 100 х (n – 1), где n – число лет ребенка, старше 5 лет = 100 х (n + 5). Разовый объем мочи составляет 90- 120 мл. Относительная плотность = 1010-1020.
Частота мочеиспусканий 8-10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек к 1,5-2 годам, у мальчиков к 3-3,5 годам.