double arrow

Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей

Для сокращения затрат на техническое содержание автомобилей корректируют нормы технического обслуживания и ремонта с помощью коэффициентов:

- в зависимости от категорий условий эксплуатации k1;

- модификации подвижного состава и организации его работы k2;

- природно-климатических условий k3;

- пробега с начала эксплуатации k4;

- размеров автотранспортных предприятий k5.

Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принимается для I категории дорог, базовых моделей автомобилей, центральной природно-климатической зоны, пробега с начала эксплуатации, равного 50 - 75% от пробега до первого капитального ремонта, автотранспортных предприятий (АТП), имеющих в своем составе 150-300 единиц подвижного состава.

В таблице 8.1 представлены основные типы условий работы автомобилей и категории условий эксплуатации.

Таблица 8.1 - Основные категории условий эксплуатации автомобилей [9]

Категория условий эксплуатации Условия движения (работы):
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границ города) В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне В больших городах (более 100 тыс. жителей)
  Д1-Р1, Р2, Р3
  Д1-Р4 Д2-Р1, Р2, Р3, Р4 Д3-Р1, Р2, Р3 Д1-Р1, Р2, Р3, Р4 Д2-Р1  
  Д1-Р5 Д2-Р5 Д3-Р4, Р5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д1-Р5 Д2-Р2, Р3, Р4, Р5 Д3-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д1-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2-Р1, Р2, Р3, Р4 Д3-Р1, Р2, Р3Д1-Р1  
    Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5   Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2- Р5 Д3- Р4, Р5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
  Д6-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Дорожные покрытия:

Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравии, обработанные битумом);

Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 — равнинный (до 200 м);

Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 — гористый (свыше 1000 до 2000 м);

Р5— горный (свыше 2000 м).

Таблица 8.2 - Коэффициент корректирования периодичности технического обслуживания, трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов, k1

Категория условий эксплуатации Нормативы
Периодичность технического обслуживания Удельная трудоемкость текущего ремонта Пробег до капитального ремонта
  1,0 1,0 1,0
  0,9 1,1 0,9
  0,8 1,2 0,8
  0,7 1,4 0,7
  0,6 1,5 0,6

Результирующий коэффициент корректирования k получается перемножением отдельных коэффициентов k1 * k2 * k3 * k4 * k5 [1].

Категория условий эксплуатации k1 характеризует условия работы автомобиля на дорогах, т. е. техническую характеристику дороги, тип и состояние покрытия, интенсивность движения.

После корректировки периодичности технического обслуживания проверяется ее кратность по видам обслуживания с последующим округлением до целых сотен километров.

По сравнению с базовой моделью в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы корректируются трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта и нормы межремонтных пробегов.

Чем тяжелее условия работы автомобиля, тем значения коэффициента k2 для определения трудоемкости работ при ТО и ТР больше, а для определения межремонтных пробегов - меньше.

Значение коэффициента k2 для определения трудоемкости и межремонтных пробегов:

- базового автомобиля - 1;

- для седельного тягача соответственно - 1,10 и 0,95;

- для автомобиля - самосвала - 1,15 и 0,85.

Для автомобилей серийных моделей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в данных районах, корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов осуществляется при помощи коэффициента k3.

Таблица 8.3. Коэффициент учета природно-климатических условий при определении трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов, k3

Зоны и районы Коэффициент k3
Удельная трудоемкость текущего ремонта Нормы межремонтных пробегов
Центральная зона Пустынно-песчаные высокогорные районы Зона холодного климата 1,0   1,1 1,2 1,0   0,9 0,8

В зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации корректируются нормативы трудоемкости текущего ремонта и простоев, во всех видах технического обслуживания и ремонта.

Коэффициент изменения трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации k4, составляет при пробеге (в долях от пробега до первого капитального ремонта LK.P, установленного для конкретных условий эксплуатации) для грузовых автомобилей:

До 0,25 LK.P.........…..........………0,4

от 0,25 до 0,50 LK.P …...................0,7

» 0,50» 0,75 LK.P.…..................1,0

» 0,75» 1,00 LK.P.…....…..........1,2

» 1,00» 1,25 LK.P.…..................1,3

» 1,25» 1,50 LK.P.…..................1,4

» 1,50» 1,75 LK.P ….........…..…1,6

» 1,75» 2,00 LK.P.…..................2,0

Свыше 2,0 LK.P …....…….............2,5

В зависимости от пробега с начала эксплуатации коэффициент изменения простоев k4’ в техническом обслуживании и ремонте в АТП составляет:

До 0,50 LK.P.........……………...0,7

От 0,50 до 0,75 LK.P..................1,0

» 0,75» 1,00 LK.P …...........….1,2

Свыше 1,00 LK.P ……................1,4

В зависимости от размера АТП изменяются нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта. Коэффициент учета размера АТП k5 составляет:

До 75 автомобилей....................1,3

От 75 до 150 автомобилей ……1,1

» 150» 300»……………...…..1,0

» 300» 600»………………….0,9

Более 600 автомобилей ……….0,8



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: