Для сокращения затрат на техническое содержание автомобилей корректируют нормы технического обслуживания и ремонта с помощью коэффициентов:
- в зависимости от категорий условий эксплуатации k1;
- модификации подвижного состава и организации его работы k2;
- природно-климатических условий k3;
- пробега с начала эксплуатации k4;
- размеров автотранспортных предприятий k5.
Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принимается для I категории дорог, базовых моделей автомобилей, центральной природно-климатической зоны, пробега с начала эксплуатации, равного 50 - 75% от пробега до первого капитального ремонта, автотранспортных предприятий (АТП), имеющих в своем составе 150-300 единиц подвижного состава.
В таблице 8.1 представлены основные типы условий работы автомобилей и категории условий эксплуатации.
Таблица 8.1 - Основные категории условий эксплуатации автомобилей [9]
Категория условий эксплуатации | Условия движения (работы): | ||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границ города) | В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне | В больших городах (более 100 тыс. жителей) | |
Д1-Р1, Р2, Р3 | — | — | |
Д1-Р4 Д2-Р1, Р2, Р3, Р4 Д3-Р1, Р2, Р3 | Д1-Р1, Р2, Р3, Р4 Д2-Р1 | — | |
Д1-Р5 Д2-Р5 Д3-Р4, Р5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1-Р5 Д2-Р2, Р3, Р4, Р5 Д3-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2-Р1, Р2, Р3, Р4 Д3-Р1, Р2, Р3Д1-Р1 | |
Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2- Р5 Д3- Р4, Р5 Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | |
Д6-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
Дорожные покрытия:
|
|
Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравии, обработанные битумом);
Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 — равнинный (до 200 м);
Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 — гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5— горный (свыше 2000 м).
Таблица 8.2 - Коэффициент корректирования периодичности технического обслуживания, трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов, k1
Категория условий эксплуатации | Нормативы | ||
Периодичность технического обслуживания | Удельная трудоемкость текущего ремонта | Пробег до капитального ремонта | |
1,0 | 1,0 | 1,0 | |
0,9 | 1,1 | 0,9 | |
0,8 | 1,2 | 0,8 | |
0,7 | 1,4 | 0,7 | |
0,6 | 1,5 | 0,6 |
Результирующий коэффициент корректирования k получается перемножением отдельных коэффициентов k1 * k2 * k3 * k4 * k5 [1].
|
|
Категория условий эксплуатации k1 характеризует условия работы автомобиля на дорогах, т. е. техническую характеристику дороги, тип и состояние покрытия, интенсивность движения.
После корректировки периодичности технического обслуживания проверяется ее кратность по видам обслуживания с последующим округлением до целых сотен километров.
По сравнению с базовой моделью в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы корректируются трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта и нормы межремонтных пробегов.
Чем тяжелее условия работы автомобиля, тем значения коэффициента k2 для определения трудоемкости работ при ТО и ТР больше, а для определения межремонтных пробегов - меньше.
Значение коэффициента k2 для определения трудоемкости и межремонтных пробегов:
- базового автомобиля - 1;
- для седельного тягача соответственно - 1,10 и 0,95;
- для автомобиля - самосвала - 1,15 и 0,85.
Для автомобилей серийных моделей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в данных районах, корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов осуществляется при помощи коэффициента k3.
Таблица 8.3. Коэффициент учета природно-климатических условий при определении трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов, k3
Зоны и районы | Коэффициент k3 | |
Удельная трудоемкость текущего ремонта | Нормы межремонтных пробегов | |
Центральная зона Пустынно-песчаные высокогорные районы Зона холодного климата | 1,0 1,1 1,2 | 1,0 0,9 0,8 |
В зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации корректируются нормативы трудоемкости текущего ремонта и простоев, во всех видах технического обслуживания и ремонта.
Коэффициент изменения трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации k4, составляет при пробеге (в долях от пробега до первого капитального ремонта LK.P, установленного для конкретных условий эксплуатации) для грузовых автомобилей:
До 0,25 LK.P.........…..........………0,4
от 0,25 до 0,50 LK.P …...................0,7
» 0,50» 0,75 LK.P.…..................1,0
» 0,75» 1,00 LK.P.…....…..........1,2
» 1,00» 1,25 LK.P.…..................1,3
» 1,25» 1,50 LK.P.…..................1,4
» 1,50» 1,75 LK.P ….........…..…1,6
» 1,75» 2,00 LK.P.…..................2,0
Свыше 2,0 LK.P …....…….............2,5
В зависимости от пробега с начала эксплуатации коэффициент изменения простоев k4’ в техническом обслуживании и ремонте в АТП составляет:
До 0,50 LK.P.........……………...0,7
От 0,50 до 0,75 LK.P..................1,0
» 0,75» 1,00 LK.P …...........….1,2
Свыше 1,00 LK.P ……................1,4
В зависимости от размера АТП изменяются нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта. Коэффициент учета размера АТП k5 составляет:
До 75 автомобилей....................1,3
От 75 до 150 автомобилей ……1,1
» 150» 300»……………...…..1,0
» 300» 600»………………….0,9
Более 600 автомобилей ……….0,8