Тема «Фары головного света (блок-фары)»

Цель работы: 1. Закрепить знания об устройстве и принципе действия фар головного света;

2. Сформировать практические навыки по диагностированию технического состояния фар головного света.

.

Краткие теоретические сведения

Рис. 1 Блок-фара.

1 - корпус; 2 - отражатель; 3 - рассеиватель; 4 - лампа ближнего/дальнего света; 5 - лампа габаритного огня; 6 - лампа указателя поворота.

Блок-фара (рис. 1) состоит из корпуса, отражателя и рассеивателя. Внутри нее в специальном гнезде установлена лампа головного света, имеющая два режима работы - ближнего и дальнего света фар. Управление режимами работы фар производится из салона автомобиля с помощью переключателя. Также в фаре находится лампа габаритного света, которая включается для обозначения размеров машины. В этом же общем корпусе располагается и лампа указателя поворота.

В блок-фары ВАЗ-2109 используются галогеновые лампы стандарта Н4 с двумя нитями накала ближнего и дальнего света, с помощью коммутации нитей накала, имеющих различное геометрическое положение относительно оптического элемента (отражателя и рассеивателя) фары, реализованы режимы ближнего и дальнего света работы ламп.

В обеих фарах автомобиля должны быть установлены лампы одинаковой мощности (как правило, это 50 Вт – для ближнего света и 60 Вт – для дальнего) и функционального назначения (всепогодные лампы, лампы для вождения в условиях тумана, для вождения в условиях зимних дорог, лампы, имеющие цветовой окрас и т.д.) Лампы, предназначенные для установки в фарах спортивных автомобилей, участвующих в ралли и других спортивных состязаниях, эксплуатировать в обычных условиях в фарах обычных автомобилей ЗАПРЕЩЕНО. Также не следует использовать лампы, чья мощность превосходит максимально разрешенную мощность ламп для фары данного типа. В современных автомобилях мощность ламп, рекомендуемая заводом-изготовителем, указывается на корпусе, либо на элементах фары. Установка и использование ламп, чья мощность превышает рекомендуемую для данной фары, может привести к повреждению элементов фары вследствие их перегрева, уменьшению светоотдачи фары из-за нарушения фокусировки светового потока, что приведет к ухудшению освещенности и ослеплению водителей встречных транспортных средств. Рекомендуется использовать лампы от известных производителей, так как на галогеновые лампы стандарта Н4 в европейских странах устанавливается от 17 (Россия) до 29 ГОСТов.

При необходимости замены ламп фар и прочих лампочек, это должен уметь делать сам водитель. Не мешает знать, что, меняя галогенную лампу, следует работать в перчатках. Нельзя браться голой рукой за стеклянную колбу, так как жирные следы, оставшиеся от кожи пальцев нарушат теплообмен колбы лампы с окружающей средой, что приведет к локальному перегреву участка колбы, его короблению и выходу лампы из строя. Но прежде чем менять негорящую лампу стоит сначала проверить предохранитель, защищающий электрическую цепь, в которую она включена. Если вы поставили новый предохранитель, а при включении потребителя он сразу же вышел из строя, то не пытайтесь продолжать эксперимент. Найдите причину короткого замыкания в цепи, в противном случае короткое замыкание может служить причиной возгорания проводки автомобиля. Следует обращать внимание на маркировку предохранителей – как правило, это 8, 10, 15, 20, 25 и 30 ампер, но могут быть и другие, особенно в автомобилях последних лет выпуска. Зачастую завод-изготовитель наносит обозначение номиналов предохранителей и реле на внутреннюю сторону крышки блока предохранителей.

Часто причиной отказа в работе ламп и прочих потребителей электрического тока является окисление и коррозия контактов, связанных с «массой» автомобиля, и реже с плюсовым проводом. Это происходит потому, что в условиях города зимний раствор соли с водой и грязью попадает на электрические разъемы и интенсивно их разъедает.

Так же следует проверять работу реле включения потребителей, наиболее простым способом их проверки является замена на заведомо исправное. Как правило, реле выполняются в разборном корпусе и, следовательно, допускают чистку и притирку контактной группы, замену защитных диодов, токоограничивающих резисторов, а также и устранение возможных механических неисправностей. Если же ремонт поврежденного реле нецелесообразен (обрыв обмотки, сильное коррозионное воздействие, вследствие попадания влаги и т.д.), то такое реле подлежит замене.

Порядок выполнения работы

1. Снимите защитный колпак в задней части блок-фары и ознакомьтесь с устройством фары головного света. Произведите снятие, установку или замену ламп головного света и габаритного огня. Обратите внимание на электрическую мощность ламп в каждой фаре.

2. Включите питание стенда автоматическим выключателем на передней панели (выключателем наружного освещения, имеющим 3-и положения, подрулевым переключателем ближнего/дальнего света фар и ключом в замке зажигания, изучите алгоритм работы фар головного света).

3. Выключите габаритные огни выключателем наружного освещения.

4. Сделайте выводы из алгоритма функционирования фар головного света.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: