Глава 1 Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать [8,9].

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции [8].

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания (5).

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий [1,6].

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [4,7].

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него [8,9].

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [2].

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [5].

Таким образом, стрессоустойчивость – это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

Нервная система – это разветвлённая сложная сеть нервных клеток – нейронов и их отростков. Нейроны обеспечивают поступление сигналов от органов чувств в центр мозга, а от мозговых центров к мышцам и другим системам организма. Передачу возбуждения от одной клетке к другой обеспечивают специальные вещества, называемые медиаторами (посредниками).

Регуляцию работы внутренних органов процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение постоянство внутренней среды – гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение еще не оказывает болезнетворного действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса – «реакции борьбы или бегства».

При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичные» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь и был необходим для быстрого развития мышечной активности [8,9].

В наши дни стресс чаще всего вовсе не требует от человека энергичных физических действий – требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности на работе возникают срывы по мелочам на близких.

Если после каждого стресса – в самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё – требовалась физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог бы не иметь вредных последствий [8,9].

Таким образом, физическая активность – необходимое и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, – это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс – так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д. [7,9]

В возникновении и течении стресса обнаруживаются три взаимодействующих звена: 1) оценка стрессогенного события, в которой нередко сталкиваются эмоции и рассудок; 2) физиологические и биохимические реакции на само событие и на его оценку; 3) действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и последствий стресса и имеющие целью избежать его в будущем.

Сердечно – сосудистые заболевания (гипертония, ишемическая болезнь), а также сосудистые (мигрень, болезнь Рейно) чаще всего рассматривают как следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.

Влияет стресс и на возникновение аллергических заболеваний. Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница – все это следы деятельности дистресса. Такое состояние Авиценна характеризовал, как «не здоровое, но и не больное». Трудное засыпание и еще более мучительное пробуждение…Нередко – чувство «тупой щемящей тоски, которая нападает на человека в предчувствии загадочной и ничем не мотивируемой угрозы, тоски беспредметной, самой себя питающей, почти осязаемой». В итоге возникает ощущение, что жизнь в тягость [8,3].

Из всего выше сказанного следует, что стресс – это реакция физического происхождения. Имеет последствия не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри.

1.3 Типы профессий и профессионалов, наиболее подверженных стрессу.

Обзор литературы непосредственно по стрессоустойчивости медработников показал, что такой литературы попросту нет. А те работы и статьи которые мною были найдены, очень мало информативны, или все сводится к общим понятиям и терминам, таким как - когнитивный диссонанс и фрустрация.

Попробуем разобраться, почему и от чего происходит синдром эмоционального выгорания(далее СЭВ)?

Существует классификация профессий по "критерию трудности и вредности" деятельности (по А.С. Шафрановой):

1. Профессии высшего типа — по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа — подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа — после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Из этого видно, что профессия медработника самая трудная и вредная.

В трудах К. Маслача и А. Джексона описаны типы наиболее подвеженные к синдрому выгорания.

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ:
Первый тип -“педантичный”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).
Второй тип- “демонстративный”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.
Третий тип -“эмотивный”, характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

Если посмотреть на мотивы тех, кто идет учиться в медицинские учебные заведения, то это как раз те, кто видит в этом свое призвание, миссию и предназначение своей жизни. Есть и те, кого просто заставили родители и те кто прошел просто так, не зная зачем. Таковых в профессии очень мало, они практически не идут работать по специальности, а если и идут, то долго не задерживаются.

В начале медицинской карьеры все, вроде бы, идет хорошо, поначалу. Но потом начинают появляться следующие симптомы:

1.Усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2. Психосоматические проблемы.

3. Появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений).

4.Отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5. Агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

6.Функциональное, негативное отношение к себе;
7. Тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

1.4 Анализ исследований стрессогенных факторов в медицине.

Все чаще и чаще медработники сталкиваются с неуважительным и высокомерным отношением к себе со стороны пациентов, и уже укоренилось понимание того, что медики это обслуживающий персонал.

Такого же мнения, похоже, придерживается руководство и чиновники от медицины, на эту тему можно вообще отдельную диссертацию написать. Если посмотреть на это со стороны, создается впечатление что мы живем, при феодальном строе, где феодалом является главный врач любого ЛПУ. Такое впечатление что законы, нормативные акты, трудовой кодекс, постановления правительства им не указ, а в случае возникновения не штатной ситуации, все это трактуется самим руководством только в их пользу. Парадокс, большая часть сотрудников даже никогда не читали своих должностных инструкций, не говоря уже о других регламентных документах. Это, конечно, удобно, так как не грамотным в этом плане персоналом очень легко управлять. Причем управление происходит настолько глупыми методами, что не понятно, то ли персонал за глупцов держат, то ли у руководства на большее фантазии не хватает.

Пример:

1. "Вы же давали Клятву Гиппократа!" -эта манипуляция используется чаще всего пациентами, но в последнее время - и начальниками, обычно, для принуждения врачей к бесплатным сверхурочным работам.

2. "Светя другим, сгораю сам". - манипуляция для оправдания неадекватной организации труда врачей.

3. "Врач – это не работа, а образ жизни". - манипуляция для оправдания неадекватной организации труда врачей.

4. "Приказы руководства следует не обсуждать, а исполнять". - для оправдания незаконных приказов, не подлежащих исполнению.

5. "Если вам не нравится эта работа – ищите себе другое место работы" - для маскировки незаконных приказов, и переноса ответственности за неадекватную организацию труда, с управленцев – на врачей.

6. Вы же знали, куда идете работать! - Фраза применяется для оправдания любых нарушений организации труда, от низкой зарплаты, до поломанных стульев, и принудительного совместительства.

7. "У нас в «детстве» так заведено…работать до последнего пациента"…- варианты - у нас в «терапии» так заведено…., у нас в «хирургии» так заведено…и т.д.) - для маскировки пустующей ставки дежурного врача, а также при неадекватно большой численности прикрепленного населения.

8. "Нужно к пациентам относиться получше, раз уж Вы выбрали эту специальность" -используется для принуждения врачей к бесплатной сверхурочной работе.

9. Низкое качество медицинской помощи напрямую зависит не от ОМС, так как это система, а от нас самих, как специалистов. - абсурдное высказывание, вызывающее замешательство у адресата; фактически, это попытка утверждать, что организация труда, «система» - не влияет на качество работы врачей.

10. "Мы все изначально люди. Но когда шли работать, мы всю систему видели. Так – что теперь на зеркало пенять, если мордочка не уродилась?" - сначала – трюизм, затем 2 ложных утверждения. Разумеется, ни студент, ни даже дипломированный врач, никогда не знает, в каких условиях ему реально придется работать, до тех пор, пока не приступит к самой работе. И, если работа организована неадекватно – работник имеет все основания протестовать против этого. А последнее высказывание («мордочка не уродилась») – это уже открытая риторическая агрессия, попытка внушить человеку, что он ничтожество, и не достоин нормальных условий труда.

11. «Может быть, лично Вы покажете, как нужно правильно управлять медициной? Флажок в руки – садитесь и пишите приказы, законы… Но у вас – не получится…» - предлагаются заведомо абсурдные действия, так как врач не имеет полномочий издавать приказы и законы. В ответ можно спросить начальника, - действительно ли его призыв к подчиненному писать приказы означает, что начальник намерен уйти со своей должности? «Вы предлагаете мне занять Вашу должность?»

12. При дефиците кадров – начальник (начмед, главный врач) – предлагает врачам найти подходящего работника на пустующую вакансию. Фактически, - это попытка управленца переложить свои обязанности на подчиненных, и одновременно, способ оправдания существующего дефицита кадров, способ маскировки факта неисполнения своих обязанностей управленцем.

13. «Если вы не согласны с приказами Главного врача – станьте сами Главным врачом, и издавайте правильные приказы». - предложение заведомо абсурдного решения, так как неадекватный приказ получен в настоящем времени, а сделать карьеру и стать главным врачом можно (теоретически) только через много лет. Предлагается все эти годы мириться с незаконными и неправильными приказами. И, разумеется, большинство врачей - вообще не имеют намерений становиться управленцами.

14. «Не нойте!» - метод переименования – справедливые требования врачей по улучшению организации труда называются унизительным словом «нытьё».

15. «Ноют и обвиняют коллег в основном люди в профессии неуспешные. Успешные уважают свой труд, поэтому или добиваются нормальных условий работы, или просто уходят». - на самом деле, конфликты между врачами чаще всего бывают спровоцированы управленцами; создание нормальных условий работы – это обязанность управленцев, а не критерий успешности врача.

Так же огромный когнитивный диссонанс вызывают следующие вещи.

В прямом эфире телевидения главный врач скорой помощи по С-Пб заявляет, что на скорой нет такого понятия как норма вызовов, однако, по приходу на работу заведующие отделений постоянно сетуют, а иногда и обвиняют рядовых сотрудников в том, что они не вырабатывают норму вызовов.

Градус этого диссонанса поднимают и постоянные разговоры в СМИ от том что медикам регулярно, и на большие суммы поднимают заработную плату, по факту же зарплаты либо остается на месте, или, что не редко, уменьшается.

Так же нашего населения воспитана определенная парадигма мышления, звучит, примерно, так:” Моя болезнь- это не моя проблема, а проблема врача, и он должен ее решать быстро, но при этом я оставляю за собой право корректировать или не выполнять его назначения, если болезнь не отступит, то этом виновата наша медицина.”

В следствии чего, все чаще и чаще медработники сталкиваются с неуважительным и высокомерным отношением к себе со стороны пациентов, и уже укоренилось мнение, что медики это обслуживающий персонал.

В этом разделе я бы разделил медицину на три составляющие части – это поликлиническое звено, стационары и службу скорой помощи.

Поликлиническое звено, самое бюрократичное из всей медицины, для того чтоб попасть к узкому специалисту, надо собрать кучу справок, анализов, потратить свои нервы, время и деньги. Все это очень нервирует больных, и те в свою очередь выплескивают свой гнев на первого попавшегося им человека в белом халате. Плюс ко всему это контингент, который обращается в поликлинику. Это в основном пожилые люди, которые в 50% случаев ходят туда просто поболтать, посоветоваться ну и просто почувствовать себя значимыми и при деле. Другая половина приходит с целью того, чтоб врач дал какую-нибудь таблетку, или назначил волшебную капельницу, после которой глаза будут как у орла, сердце как у быка, кожа как у младенца, а желудок, чтоб гвозди переваривал, ведь у нас со всех сторон говорят о супер нано технологиях, которые уже везде внедрены. Не получив желаемого результата, виноват в этом только врач, который продал все эти таблетки, а капельницу выпил сам. Так же у поликлинических работников больше всего стандартов, регламентов и приказов, и больше всего бумажной волокиты, которая со временем только умножается.

Стационары делятся на два типа – экстренные и плановые. К плановым относятся те стационары, куда поступают больные на плановые операции, обследования и т.д. По опросам моих коллег оттуда, в целом психологический климат удовлетворительный, больные знают куда и зачем они пришли, все процедуры и операции плановые, конфликты единичны, персонал спокойный и вежливый.

Совсем этого же нельзя сказать об экстренных стационарах, их еще называют скоропомощными. На мой, и не только мой, взгляд это самые тяжелые места работы в медицине, как в психологическом так и физическом плане. Из опыта работы в таком стационаре могу поведать то, что в среднем в сутки в такие заведения поступает 200-250 пациентов, из них 20-30% в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Периодически происходят кулачные бои, между персоналом и не трезвыми пациентами и их не трезвыми сопровождающими. По большей части врачу приходится думать не о диагностике, а о том, куда этого больного определить в связи с постоянным отсутствием мест на отделениях, конечно, дежурная администрация при возникновении таких вопросов отвечает: - «Придумайте сами что-нибудь». И только там я глубоко прочувствовал значение крылатой фразы «не поесть, не присесть». Руководство, конечно, подбадривало нас как могло, на утренних конференциях каждый раз зачитывалась мантра: - «Вы пришли сюда по зову сердца. Пациент всегда прав. В случае возникновения конфликтной ситуации виновны только вы, так как не умеете разговаривать с пьяными, «моразматичными» и неадекватными родственниками. Кому что не нравится, заявление на стол». И действительно, при всплывании любой жалобы, выговора раздаются как конфеты на празднике, причем всем упомянутым в жалобе, независимо от степени вины и участия. Теперь попробуем задуматься, что же творится с психикой молодого специалиста, который сразу после институтской скамьи пошел туда работать? Хотя, что тут думать, все было наглядно на моих глазах. Пришел как-то к нам работать молодой парень, студент 5-го курса педиатрической академии, поначалу все было нормально, вежливый, тактичный, всегда готовый узнать что-то новое, но по истечению 3-4 месяцев в его лексиконе появилось много новых слов, в предложении из пяти слов он использовал три матерных, причем так он общался со всеми, как с пациентами, так и с коллегами, со стороны создавалось впечатление что все больные – это его личные враги.

В службе скорой помощи хватает своих стрессовых факторов. В последнее время наибольшим из них является так называемые не профильные вызова. Только по официальной статистке их около50-60%, это такие вызова как: 1) купили новый тонометр, надо проверить его на точность, приезжайте что бы проверить, 2) болит голова после трех дней употребления алкоголя, 3) первый день месячных, боли внизу живота, 4) не уснуть, 5) тревожные мысли в голове, 6) бабушке 90 лет, плохо ест,7) закончились таблетки от головы, у вас же есть, привезете. Этот список можно продолжать, не побоюсь этого слова, до бесконечности. Соответственно на момент прибытия бригады на адрес, эмоциональный настрой медиков крайне негативный. Такое положение вещей стало возможным благодаря все тем же приказам и распоряжениям, которых, конечно, никто не видел, но о которых все говорят. На основании все тех же бумажек вся работа скорой строго регламентирована, порядок диагностики, лечения, оказание неотложной помощи, госпитализации. В принципе сотруднику думать ни о чем не надо, за него уже все расписано. Если я как фельдшер пользуюсь, примерно, своими знаниями на 30-40%, то что уж тут говорить о врачах. Проще говоря, удовлетворения от работы не много, полностью раскрыться, я уж не говорю об развитии, просто негде. Ну и исходя из этого, многие коллеги со мной соглашаются, а многие нет, скорая помощь сейчас на 80% выполняет функцию социального такси по доставке больных в стационары, и функцию развозки лекарств по домам. И в конце концов, по данным статистики, на скорую помощь чаще всего совершаются нападения.

Если брать в целом, то в общем-то вся работа достаточно рутинная, за 2-3 года работы в любом месте, сложно уже кого-то чем-то удивить, жалобы на здоровье все как под копирку. Да и заболевания, как правило, все хронические. От этого более всего фрустратируют мужчины, так как мужчина – это прежде всего победитель, победой считается полное устранение самой болезни и ее причин, а как можно излечить хроническое заболевание? Я считаю только хирурги, разных направлений, получают удовлетворение от своей работы, только они берут больной орган и просто его отрезают.

Ну и нельзя забыть про «красную тряпку» для всех медиков под названием клятва Гиппократа. Объясняю: данной клятвы никогда не было ни в России, ни в СССР, это просто выдумка журналистов. И если вчитываться в текст (см.приложение), врач, кроме соблюдения этики и деонтологии, более ни к чему не обязан.

Опять тем же руководством у рядовых сотрудников выработана доминанта: - страх перед жалобой, превыше самоуважения. Последнее время есть такая тенденция, что наличие любой жалобы, априори указывает на вашу вину, в независимости от сути самой жалобы. Раз сам факт допущения жалобы произошел, значит врач не владеет деонтологией, и он значит виноват в этом.

Все это не так было бы страшно, если б это все случалось иногда, и уходя с работы все знали что это был просто плохой день. Но это все происходит постоянно, систематически, и каждый, уходя со смены, знает, что в следующий раз все будет также, если не хуже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: