За коррупционные правонарушения

Административная ответственность есть ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. При этом статья 4.5. КоАП РФ устанавливает, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения. Это гораздо больше, чем срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в других сферах (1 год либо в других случаях 2 или 3 месяца).

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ). Особенностью административной ответственности является так же то, что административное наказание может налагаться на нарушителя не только судом, но и должностными лицами различных органов.

По сути, в КоАП РФ закреплены всего 2 нормы, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям, и допускающие ответственность юридического лица.

1) К таким нормам относится ст. 19.28, закрепляющая ответственность за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением (в редакции Федерального закона №97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» от 4 мая 2011 г.).

2) Вторая норма, закрепляющая ответственность юридического лица – ст. 19.29: незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора налагаются ограничения: «Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов... Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы» (пункты 1,2).

Установление таких ограничений согласуется с положением подпунета «е» пункта 2 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. [92]

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №280-ФЗ дополнен новой статьей 19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Согласно указанной статье, привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных комментируемым Законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Следует также отметить, что в соответствии с Федеральным законом №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 29 декабря 2012 г. часть 1 ст. 84 ТК РФ дополнена положением, согласно которому заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы (т.е. требований, предусмотренных комментируемым Законом), является основанием расторжения трудового договора. Однако, исходя из ст. 192 данного Кодекса, увольнение по данному основанию мерой дисциплинарного взыскания не является.

Одновременно привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений не исключает привлечения конкретных субъектов (физических лиц), участвовавших в совершении коррупционных правонарушений, к ответственности уголовной или административной. И наоборот, даже если физические лица – участники (работники, руководители) юридического лица привлечены к ответственности, одновременно с этим ответственность может быть возложено и на само юридическое лицо.

К административным коррупционным правонарушениям, за которые установлена ответственность физических лиц, относится широкий перечень противоправных, виновных действий (бездействий), зафиксированных в КоАП, например:

Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов».

Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Статья 7.30. Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: