По компетентному мнению Лидии Бернгардовны Шнейдер, психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям (критериям):
1. По времени действия:
― неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия, к службам экстренной психологической помощи;
― продолжительная — полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (системные психологические консультации);
2. По направленности:
― прямая — направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью;
― откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента;
― упреждающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в психологической службе семьи.
3. По пространственной организации:
― контактная, когда беседа клиента с психологом происходит лицом к лицу;
|
|
― дистантная, которая подразделяется на телефонную и Интернет;
4. По выполнению функций психологом:
― диагностическая — постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности;
― диспетчерская — отправление к нужному специалисту: профильному психологу-консультанту, психотерапевту, психиатру и т.п.;
― информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях;
― коррекционная — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;
― консультативная — это непосредственная психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных, во многом, с трудностями в межличностных отношениях;
― терапевтическая — с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения;
― психиатрическая — помощь психически нездоровым людям – диагностика, лечение, реабилитация, работа с членами семьи, где есть психически нездоровые люди.
5. По количеству участников:
― индивидуальная — когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной и не является приемлемой, например, при эмоционально-чувственных проблемах интимно-личностного толка;
― групповая — акцент делается на развивающей, обучающей программе умений и навыков, групповая форма также используется при необходимости социально-психологической поддержки участников;
|
|
6. По вмешательству психолога:
― директивная — указывающая, «дающая советы» о том, как жить;
― недирективная — «идущая» за клиентом, «потворствующая» его личности.
Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так:
выявление проблемы → диагноз → анализ фактов → план вмешательства → вмешательство в виде консультирования → оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.
К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия, прежде всего, возраст, мы должны, сначала, рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:
– младенчество (от рождения до 1-го года);
– преддошкольное или раннее детство (1-3 года);
– дошкольное детство (3-6 лет);
– младший школьный возраст (6-10 лет);
– подростковый возраст (10 - 15 лет);
– юность: I период (старший школьный возраст или ранняя юность – 15 - 17 лет), II период (поздняя юность – 17 - 21 год);
– средний (зрелый) возраст: I период (21 - 35 лет – ранняя и поздняя молодость), II большой период (35 - 60 лет – зрелость, поздняя зрелость);
– пожилой возраст (60 - 75 лет);
– старческий возраст или старость (75 - 90 лет);
– долгожители или дряхлый возраст (90 лет и выше).
Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных вещах. Во-первых, может обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15-ти лет почти бессмысленно: он ещё не может полностью отвечать за себя и быть социально и профессионально продуктивной личностью. Более того, сама личность ещё не до конца системно сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.
Возраст (в психологии) — это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, так как они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну).
|
|
В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:
1. Проблемно-ориентированное консультирование. Смысловой акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много значимых приёмов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.
2. Личностно-ориентированное консультирование. Такого рода консультирование центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальт-терапии, гуманистической психотерапии.
3. Решение-ориентированное консультирование. Содержательный упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приёмов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.
Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профориентационное («профессиональное»), психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9.