Тема 1.2. Физическое развитие детей. Критерии оценки физического развития детей

Физическое развитие детей. Понятие об акселерации развития детей. Соотношение генетических факторов и условий внешней среды - питания, ультрафиолетовой и лучевой радиации, заболеваемости и др. факторов, как причины ускорения развития детей Законы нарастания массы и роста детей. Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста. Нарастание массы и роста детей различного возраста. Формулы для расчета массы и роста детей различного возраста. Пропорции тела ребенка, их изменения в возрастном аспекте. Оценка наиболее частых отклонений физического развития детей.Оценка физического развития, нарушение питания, низкий вес.

Вопросы к теме:

· Что означает термин «физическое развитие»?

· Что такое «акселерация» и какие факторы влияют на ее темп?

· Чем акселерация отличается от ускоренного развития, обусловленного перекармливанием?

· Как рассчитать длину и массу тела плода, в зависимости от срока внутриутробного развития?

· Каковы средние показатели длины, массы тела, окружности головы, грудной клетки у новорожденного?

· Чем обусловлена физиологическая убыль массы?

· Какова интенсивность роста ребенка первого года жизни?

· В каком возрасте отмечаются периоды первого и второго вытяжения у мальчиков и девочек?

· Как рассчитать массу тела на первом году жизни?

· По каким формулам можно рассчитать рост ребенка после года?

· Как рассчитать массу тела ребенка от 2 до 15 лет?

· Как определить соответствие показателей длины и массы тела детей различного возраста?

· Как рассчитать окружность головы и грудной клетки у детей до и после года?

· Как с возрастом изменяются пропорции тела? Понятие об индексах физического развития.

· Методика антропометрических измерений и их оценка.

· Как ориентировочно можно рассчитать поверхность тела ребенка?

· Чем обусловлено быстрое падение массы тела у детей?

· Что такое гипотрофия, как определить ее степень в зависимости от дефицита массы?

· Чем характеризуются гипостатура, гипоплазия, субнанизм, нанизм, гигантизм?

· Какие факторы оказывают влияние на физическое развитие детей?

· Как осуществляется эндокринная регуляция роста?

Тема 1.3. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Оценка нервно-психического развития детей. Этапы становления статики и моторики. Рефлексы новорожденных. Развитие речи.

Морфологические и функциональные особенности мозга у ребенка (дифференцировка нейрона, процесс миелинизации, развитие различных отделов нервной системы и т.д.). Значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного канала у детей для выбора уровня спинномозговой пункции.

Безусловные рефлексы новорожденных. Закономерности формирования двигательной активности. Развитие координации движений и условно-рефлекторной деятельности ребенка после рождения. Различия в последовательности развития координации движений у ребенка и представителей животного мира. Значение анализаторов в формировании движений. Порядок развития эмоций и статики у ребенка первого года жизни. Условно-рефлекторная деятельность развития эмоций и форм общения. Этапы формирования речи, значение работ Н.И. Красногорского и др. в объективном изучении деятельности ЦНС у детей.

Вопросы к теме:

· Эмбриогенез нервной системы.

· Анатомические особенности головного и спинного мозга у ребенка.

· Рост и дифференцировка структур центральной нервной системы после рождения ребенка.

· Выбор уровня спинномозговой пункции у детей, исследование ликвора и возрастные особенности его состава.

· Рефлексы новорожденных и сроки их исчезновения.

· Закономерности формирования двигательной активности ребенка, развитие координации движений.

· Средние сроки развития моторики и статики у детей 1-го года жизни.

· Условно – рефлекторная деятельность, развитие эмоций и форм общения.

· Развитие речи у детей, ее особенности, роль окружающей среды, ухода, воспитания в формировании речи.

Тема 1.4. Особенности воспитания детей раннего возраста. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие детей. Семиотика поражения нервной системы. Понятие об умственной отсталости и их степени выраженности.

Роль импритинга, окружающей среды, ухода и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка. Сон и режим детей различного возраста. Комплексная оценка нервно-психического развития детей различного возраста.

Семиотика изменений ликвора (в норме, при гнойном и серозном менингитах, менингоэн-
цефалите, гидроцефалии и т.д.).

Особенности воспитания детей раннего возраста, уход в целях развития.

Вопросы к теме:

1. Значение игры в познании детьми окружающего мира, подбор игрушек для детей различного возраста.

2. Роль импритинга и воспитания в нервно–психическом развитии ребенка, значение генетических факторов.

3. Режим детей различного возраста, продолжительность сна.

4. Критерии оценки нервно – психического развития детей различного возраста.

5. Основные элементы воспитания детей раннего возраста:

а) занятия с ребенком от 2-3 недель до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 12 месяцев, 2-го года жизни, 3-го года жизни;

б) воспитание навыков при приеме пищи;

в) воспитание гигиенических навыков;

г) воспитание навыков одевания и раздевания ребенка.

6. Клинические проявления поражения нервной системы у детей и их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Понятие об олигофрении.

Тема 1.5. Методика исследования кожи и подкожно-жировой клетчатки в связи с их анатомо-физиологическими особенностями. Оценка состояния питания. Семиотика поражения кожи и подкожно- жировой клетчатки.

Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Методика исследования кожи и семиотика ее изменений (окраска, эластичность, влажность и т.д.). Особенности развития и функционирования придатков кожи: сальных и потовых желез, волосяного покрова и т.д. Семиотика сыпей у детей при инфекционных и неинфекционных заболеваниях. Морфологические элементы кожи - первичные и вторичные. Изменения кожи при дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения кожи). Особенности строения подкожно-жирового слоя у детей, химический состав жира. Отечность общая и ограниченная. Склерема и склеродема у новорожденных. Значение ухода, одежда для предупреждения поражений кожи. Воспитание навыков личной гигиены у детей.

Оценить желтуху.

Вопросы к теме:

· Анатомические особенности кожи у детей.

· По каким признакам можно определить внутриутробный возраст, осматривая кожу новорожденного?

· Особенности роста волос и ногтей у детей.

· Когда оформляются морфологически и начинают функционировать сальные и потовые железы?

· Особенности функции кожи у детей?

· Что такое сыровидная смазка, её состав? Какие изменения отмечаются на коже у детей в первые дни после рождения?

· Методы исследования кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей?

· Когда встречается выраженная венозная сеть на коже?

· Что относится к первичным и вторичным морфологическим элементам кожи?

· Опишите вторичные морфологические элементы кожи.

· Вследствие чего образуются не воспалительные пятна и при какой патологии они встречаются?

· Опишите вторичные морфологические элементы кожи, когда они встречаются?

· Как описываются элементы сыпи (правила описания)?

· Укажите особенности подкожно-жировой ткани у новорожденных и грудных детей.

· Какова роль бурой жировой ткани в теплопродукции?

· Как с возрастом изменяется состав жировой ткани и его распределение, половы различия у детей?

· Как отличить отечность от уплотнения подкожно-жировой ткани Понятие о склереме и склередерме.

· Что такое тургор тканей и где определяется?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: