double arrow

Технология построения ментальных карт

Картирование мышления – метод, который позволяет человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его. Используя этот метод, человек избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации.

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Недостатки методов:

- записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами ­ словами, абзацами, списками и т.д.;

- в таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи запоминаются благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов;

- время при такой записи расходуется очень неэффективно. Вначале записывается много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Пример показал, что с помощью интеллект-карт можно отобразить и систематизировать разнообразную информацию (рис. 9).

Рис. 9. Пример интеллект (метальной карты)годового плнирования

Метальные карты можно использовать в самых различных ситуациях и с разными целями:

Рис. 10. Шаблон MS Visio
– творческое мышление и мозговой штурм: сбор и структурирование идей, в команде или по отдельности;

– информационный менеджмент: управление, структурирование и организация;

– организация: организация деятельности и рабочего места;

– планирование: планирования задач, времени, целей;

– презентация: планы докладов, текстов и деловых предложений – начиная со сбора материалов до конспектов;

– ведение протокола: протоколирование деловых совещаний;

– ведение документации: конспекты докладов содержательно и элегантно;

Рис. 11. Фигуры шаблона Мозговой штурм
– Визуализация: изображение соотношения, связи, все аспекты одной темы, возможно, работы или жизни.

Одним из инструментов построения метальных карт являются средства MS Visio. Для создания метальной карты при открытии MS Visio выбирается категория Приступа к работе и шаблон Схема мозгового штурма (рис. 10).

Набор фигур для схемы мозгового штурма (ментальных карт) невелик и содержит пять элементов (рис. 11).

Построение ментальной карты начинается с ее корня, затем размещаются разделы и соединительные линии (рис.11).

Рис. 11. Порядок добавления элементов на схеме мозгового штурма

На рис. 11 введены обозначения: 1 – основной раздел – корень схемы; 2, 3 – единичные новые разделы; 3 – динамическое соединение разделов; 5 – групповой раздел.

Задание 7

Создать ментальную схему приведенную на рис. 12 или аналогичное представление цели, задачи и результатов предполагаемого диссертационного исследования.

Указание

При построении метальной карты используйте шаблоны мозгового штурма. В схеме должно соблюдаться соответствие задач и получаемых результатов.

Основной раздел диаграммы – цель исследования. Группа разделов первого уровня – задачи исследования. Второй уровень может определять подзадачи для выделенных задач. На последнем уровне в соответствии с задачами и подзадачами выделяются результаты исследования.

Перед построением диаграммы желательно отобразить эскиз на бумаге.

При построении диаграммы можно использовать иллюстрирующие картинки.

Рис. 12. Пример интеллект-карты для представления
результатов исследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: