Общество как предмет философского анализа

В ходе развития философского знания сформировалась особая область размышлений - размышления об обществе. Социально-философская проблематика впервые возникла в философии истории. Социальная философия так же разрабатывалась в рамках онтологии, гносеологии, этики, антропологии. Древнегреческому философу Аристотелю принадлежат первые размышления о природе человека как о существе общественном. Общество – совокупность отношений, возникающая на основе совместной деятельности людей, взаимообусловленная их совместной жизнью, процессами и результатами их деятельности. Общество представляет собой систему связей и отношений, которые существуют благодаря деятельности людей и в то же время как нечто существующее «над ними».

Бытие людей является важной характеристикой общественного, социального бытия. Как социальная философия описывает, объясняет совместную жизнь людей, общественные связи и отношения? Философский анализ общества предлагает рассмотрение следующих вопросов:

§ что представляет из себя общество и каковы основные подходы к его пониманию;

§ какова структура общества и как осуществляется его развитие

 

Традиционной для социальной философии являлась установка, выявляющая наиболее общие свойства бытия людей, выявляющая наиболее устойчивые связи, нормы, стандарты, которые можно было бы рассматривать в качестве основных определений общества. «Общественное» рассматривалось в виде особой структуры, которая проявляется в жизни людей. Исследователь, философ, размышляя над таким материалом, мог исследовать индивидуальное явление человеческой жизни в рамках какой-нибудь большой структуры, рассматривая его сугубо научным, рациональным способом. Подобно тому как физика CUIII века объясняла явление теплорода с помощью флюидов, социальная философия стремилась объяснить общественно-исторический процесс с помощью особых социальных форм, определяющих поведение людей. Если физика отказалась от такой гипотезы теплоты, то социальная философия на протяжении значительного времени использовала подобные структуры в своих исследованиях.

Рассмотрение устойчивых связей и отношений, которые являются объективными отношениями имеет большое значение для развития социальной философии как науки, без него невозможно познание общества. Однако такое рассмотрение не способно решить вопроса об особенностях индивидуального бытия людей, их взаимодействия. Деятельность людей как личностей была поглощена вопросом о больших социальных структурах. Тема больших социальных структур преобладала, заслоняла собой изучения индивидуальных, личностных проявлений жизни людей. Вопрос о реализации социальных структур в жизни людей, вопрос о зависимости больших социальных структур от деятельности людей отодвигался на задний план исследований.

Идея общества как выражения объективных по отношению к людям норм и стандартов социальной жизни получила широкое распространение среди различных направлений и школ философской мысли. Идея внешнего структурирования бытия людей исследовалась структурализмом, опиравшемуся на учение Э. Дюркгейма. Подобный подход был разработан в теории структурно-функционального анализа общества у Т. Парсонса.

Согласно К. Марксу, объективные социальные отношения между людьми строятся на основании живого, личностного взаимодействия. Догматический марксизм, который развивался под давлением тоталитарной идеологии (СССР и страны Восточной Европы), попытался увековечить под видом марксизма не те приемы изучения общества, которые были характерны для самого Маркса.

Обратимся к марксизму недогматическому, к марксизму, направленному на изучение живой человеческой деятельности. Марксизм содержит «инструменты» исследования общества, полезные для развития социальной философии. Необходимо преодолеть мифологический подход к учению Маркса как к «суперценному» учению. Важно рассмотреть учение Маркса как представителя европейской философии CIC века и «прочитать» его как мыслителя в ряду других мыслителей этого столетия. С этой точки зрения возникнет реальная перспектива рассмотрения марксовой философии, приемы ее исследования, которые имеют актуальное значение для развития науки и культуры.

Рассмотрим проблематику исследований, которые не были Марксом реализованы, но могут получить новую ценность для развития социальной философии. Маркс создал концепцию этапов общественно-исторического развития. Согласно этой концепции социальные связи и социальные институты зависимы от совместного бытия людей. Эта концепция формирует такие представления о развитии общества, согласно которым эволюция социальных связей представляет собой переход от непосредственных отношений между людьми к их опосредованным (с помощью вещей, предметов) связям и отношениям. Такие связи и отношения способствуют независимому существованию людей, которые в свою очередь способствуют их личностному развитию.

Еще одной разработкой Маркса стало учение о средствах производства (трудовой деятельности). В ходе трудовой деятельности вещи, предметы и результаты труда приобретают социальные качества и свойства. Такие вещи и предметы становятся хранителями человеческого опыта, истории и культуры. Вещи и предметы, получившие культурное значение выступают посредниками в отношениях между людьми. Они выступают некой организующей «силой» общественных и межличностных отношений. Именно размышление над такими характеристиками вещей и предметов, которые человек использует в своей деятельности, способствует развитию научных методов в социальной философии- в философии общества. Основанная ее идея такова: социальный процесс, который создается самими людьми - не дан непосредственно. Социальная философия изучает именно эти непосредственные, общественные связи и отношения между людьми.

 

 

Общество - сложное образование среди известных явлений действительности. Термин «общество имеет следующие значения:

 

1. общество – совокупность общественных отношений. Каждое общество представляет собой не только межличностные отношения, но и единую систему социальных отношений, единый социальный организм, который обладает самостоятельным развитием;

2. общество - определенный этап в историческом развитии человечества. Общество проходило следующие стадии развития: первобытное общество, традиционное общество, индустриальное общество, информационное (постиндустриальное) общество.

3. общество представляет собой конкретный этап культурно-исторического развития. В этом случае общество выступает субъектом истории. Например: общество средневекового Запада, американское общество, российское общество).

 

Таким образом, общество - обособившаяся от природы часть материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, основу которого составляет труд, общественное производство. Общество исследует не только социальная философия, но и история, социология, история государства и права, археология, экономика. Если история изучает, описывает развитие духовной и материальной жизни общества, экономика исследует закономерности хозяйственной, производственной деятельности, то социальная философия изучает сущность и основные закономерности общественного развития, цели развития общества, а так же движущие силы развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: