double arrow

Общество как форма деятельности людей.

Жизнь человека с точки зрения социальной философии может быть описана следующим образом: общество построено на взаимодействии человека и предметов окружающего мира – вещей. При взаимодействии человека и вещей возникают какие-либо процессы. Такое представление является классическим для социальной философии. Выступают ли вещи главными составляющими этого процесса? Являются ли люди действующими субъектами (активными……) или они выступают лишь элементами общественных процессов? Вещи вписаны в живой общественный процесс, в то же время человеческая деятельность реализуется в объективных формах общественной жизни. Предметы деятельности людей заключают в себе все многообразие жизни человека. при человек выступает не только как носитель социального процесса, но как основные силы реализации общественных явлений.

Важным является то, что деятельность человека направлена на реализацию и изменение социальных процессов. Важно то, что предметы и результаты деятельности человека воплощают общественный процесс. Вещи способствуют кристаллизации социальных явлений. Люди является той силой, которая способна генерировать энергию воспроизводства общества. И люди и вещи обеспечивают его развитие. Итак, жизнь общества представляет из себя сложный процесс, сопряженность различных событий. Эти события протекают с помощью деятельности людей. Вещи закрепляют эти события, они воплощают замыслы человека.

Общественная жизнь - это последовательность стадий, моментов социальной жизни. Такие стадии и моменты тесно связаны с реализацией людьми их замыслов и целей - с реализацией их жизненного процесса. Изменение в жизни людей обеспечивает устойчивость и сохранение социального процесса. Например, люди могут действовать, подчиняясь логике вещей, могут действовать подобно вещам. При этом нельзя отрицать активную роль самого человека. Жизнь общества реализуется в виде структуры, которая состоит из процессов воспроизводства и сохранения, их сменой и переходом друг в друга. С точки такой структуры, называть те или иные составляющие общественной жизни первичными или вторичными, основными или второстепенными - затруднительно. Социальный процесс состоит из деятельности людей, но он так же складывается из индивидуальной деятельности конкретного человека. Деятельность человека обусловлена так же и самим историческим процессом. Другими словами, деятельность человека обусловлена не только пространством (общественной жизнью), но и временем (историей).

Жизнь общества представляет собой «многочлен человеческих деятельностей, сменяющих друг друга и сопряженных друг с другом, «распределившихся» во времени и пространстве». В этом смысле, индивидуальная деятельность человека так же содержит многомерность, он реализуется в зависимости от разных культурно-исторических обстоятельств. Представление о самодостаточности человеческой деятельность, с этой точки зрения, является недостаточным. Конкретная жизнь отдельного человека строится на многообразии общественных отношений, она способна порождать новые социальные качества, новые социальные отношения.

Деятельность - важнейший элемент общественного процесса. Проблема деятельности - тема, активно изучающаяся исследователями. Значительный вклад в изучение социальной деятельности внесли следующие философы: И. Кант, Г.Гегель, И.Г. Фихте, К.Маркс, М.Вебер. Философы утверждали, что социальная деятельность представляет собой общий знаменатель, с помощью которого можно свести все многообразие общественной жизни к единому целому. М.Вебер полагал, что сущность общественной жизни составляет социальное действие. Социальное действие Вебер определяет как поведение направленное на другого человека. Согласно Т. Парсонсу, социальная деятельность представляет собой социальную практику. Социальная практика - совокупность отношений между людьми, исполняющими свои обязанности. По мысли К. Маркса общественная жизнь – «продукт взаимодействия людей». Итак, деятельность - форма активного отношения человека к окружающей среде, содержанием которой является целесообразное преобразование окружающего мира в интересах людей.

Человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности. Субъект - человек как носитель действия. Субъект, - человек, находящийся на высшем уровне своей активности, на высшем уровне своей индивидуальности. Для субъекта окружающий его мир выступает объектом действия и познания, а другой человек воспринимается то же в качестве субъекта. В этом смысле общество - это непрерывная взаимосвязь между люди во всех видах их активности. Каждый человек, который выходит за пределы уже достигнутого уровня культуры, развивает ее дальше. Он делает это именно во взаимодействии с культурой, опираясь на нее даже в процессе преодоления ее ограниченности на некоторых этапах общественного прогресса. Качественно новый вклад в развитие всей культуры человечества вносят выдающиеся деятели науки, искусства, политики.

Включенность человека (субъекта) в общество означает прежде всего единство, интегральность его деятельности и всех видов его активности. Еще до формирования у младенца простейших практических действий, сначала возникают первичные психические явления, регулирующие формирующиеся начальные действия. В ходе дальнейшего развития такой деятельности из нее выделяется особая, специфическая деятельность - теоретическая. Такая деятельность не является самодостаточной, а включается в целостный характер первичной, исходной деятельности. Эта деятельность представляет собой единство индивидуального и группового субъекта.

Приведем пример: первобытный человек вначале научился практическим действиям (например- измерение земельных участков), а только потом на основе знаний, формирующихся в ходе такой практики, постепенно сформировалась геометрия как особая наука. Практическая и теоретическая деятельность оказались взаимосвязанными. Во всех сферах знания содержится схематизированное и идеализированное изображение основополагающих черт практики, которая вместе с тем является неким изображением действительности. Деятельность человека не разделяется на оторванные друг от друга практическую и теоретическую деятельность. «Не практика сама по себе, а единство практики и научной теории становится основой последующего развития научного знания» (Т.И. Ойзерман).

Сущность общественных процессов выступает деятельность конкретного человека как одного из множества субъектов, которые обеспечивают органическую целостность общества. Человек, существующий в многомерности своего бытия должен быть понят в процессе своей деятельности, причем такой процесс должен быть понять как живой общественный организм. Общество, таким образом, является полисубъектным образованием, суть которого, заключается в многообразии человеческой деятельности.

Многообразие социального процесса образует условия для развития деятельности человека. Люди поддерживают и развивают общество благодаря определенным функциям. Вещи участвуют в реализации человеческих сил и способностей. Человеческая самореализация способствует созданию новых форм общественной жизни, новых форм взаимодействий. В этом плане самореализация человека способна преодолеть традицию. Индивидуальное развитие человека в обществе представляет собой многомерный процесс. В этом кроются предпосылки становления личности. Личность - человек как субъект общественной жизни, а так же своих способностей, интересов и устремлений. В самой личности снимается противоположность внешней и внутренней жизни человека. Человек как личность выступает условием воспроизводства и развития общественных процессов. Поэтому в социальной философии идет речь не о личности, а о личностях.

Общество рассматривается как отношение людей, создающих и реализующих свои позиции, установки, цели и интересы. В разные периоды истории, соотношение индивидуального и коллективного было различным. Как коллективные отношения, так и личность являются социальными формами жизни людей. В CC веке сформировалось три концепции личности:

1. Концепция социализации. Трактует личность личность как человека принимающего формы и стандарты функционирования общества. Социализация способствует устойчивости общественной жизни. Благодаря социализации, человек может адаптироваться к общественным нормам.

2. Концепция самореализации. Подчеркивает необходимость индивидуального развития человека. Общество должно способствовать формированию и развитию «внутренних» ресурсов, способностей человека. Общество должно быть направлено на создание качественных условий жизни и деятельности человека.

3. Концепция идентификации. Утверждает, что формирование личности представляет собой процесс, в котором индивидуальное соотносится с социальным. Общество формирует ряд задач, способствующих гармонизации между индивидуальным и общественным в человеке. При этом принимается во внимание, что в обществе существуют стихийные элементы (конфликтные ситуации), мешающие выполнению этой установки.

Общественный процесс не просто зависит от взглядов или установок человека, а от возможностей человека использовать в своем поведении многомерность общественной жизни. Человек обладает практической способностью быть «открытым» сложным культурным процессам, воздействовать на действительность, воздействовать на действительность различными способами. В этом плане ученые изучают социальные явления с точки зрения их нелинейности, с точки зрения зависимости многогранной жизни общества от деятельности человека. Исследователи приходят к выводу, что общественное развитие представляет собой многомерность и свободную деятельность людей, индивидов. Тогда как прежнее понимание заключалось в представлении общества как совокупности простых человеческих действий.

Общество - открытая система, находящаяся в состоянии обмена энергией и информацией с окружающей действительностью. Общество представляет собой сложную саморегулирующуюся систему, которая имеет несколько подсистем. Основные сферы жизни общества: экономическая (производственная), политическая, духовная.

Экономическая сфера - базовая сфера общественной жизни. Включает материальное производство, обмен и потребление материальных благ. К экономической сфере так же относятся научно-техническая сфера жизни общества. Экономическая сфера имеет следующие формы: экономическое пространство – это пространство, в котором осуществляется хозяйственная жизнь людей. К экономическому пространству так же относятся институты управления экономикой, способ производства. Способ производства состоит из двух элементов: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы включают человека с его знаниями и умениями, а так же средства производства. К средствам производства относятся инструменты с помощью которых осуществляется процесс производства.

К производственным отношениям относятся:

1) отношения собственности. Они – главная ведущая сила производственных отношений. Собственник производства, включая средства производства является владельцем, хозяином экономической сферы. Он создает условия жизни и деятельности тем, кто не является собственником. Такие люди вынуждены предлагать свой труд собственником производства за заработную плату.

2) отношения обмена;

3)Отношения распределения материальных благ.

Экономическая сфера имеет большое значение для общества в целом. Она помогают решению насущных проблем, стоящих перед обществом на каждом этапе его культурно-исторического развития. Экономическая сфера влияет на политические процессы, способствует формированию социальной инфраструктуры, а так же непосредственным образом воздействует на культуру. Однако нельзя возводит в абсолют значение экономической сферы в жизни общества. Она способствует росту многообразия общественной жизни, создает благоприятную почву для развития науки и культуры, которые в свою очередь имеют большое воздействие на экономическую сферу.

Социальная сфера - структура общества, система его внутреннего устройства. Она базируется на разделении труда. Основные составляющие социальной структуры общества: классы, страты, группы; городские жители; сельские жители; представители умственного и физического труда; национальные общности; социально-демографические группы.

Изучение социальной сферы общества строилось на двух фундаментальных подходах. Согласно К. Марксу общество разделяется на классы (большие социальные группы). Основной критерий разделения на классы, по Марксу, - отношение к собственности на средства производства. Взаимоотношения классов основаны на классовой борьбе. Другой подход носит определение стратификационного. Согласно этому подходу общественная жизнь строиться на основе многообразия социальных групп. К ним относятся: профессиональные, демографические, …….. Важное значение для социальной сферы имеет социальная мобильность. Социальная мобильность – подвижность социальных групп, возможность перехода из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность представляет собой условие стабильного существования общества, условие самореализации человека в обществе. В условиях тоталитарных режимов, показатель социальной мобильности является весьма низким.

Существует так же и различие среди стран с высоким уровнем социальной мобильности. Самый высокий уровень социальной мобильности наблюдается в США, в Япония и Италии; средний уровень социальной мобильности – в Великобритании и Канаде; низкий уровень социальной мобильности отмечен учеными в Дании, Голландии и Швейцарии. Низкий уровень социальной мобильности в этих странах возможен за счет меньшего размера территории, стойкостью традиций, компактности общества.

Высшим уровнем развития социальной сферы общества, социального развития общества является гражданское общество. Гражданское общество - стадия развития общества, члены которого признают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи развития общества, неуклонно соблюдают моральные нормы и законы, уважают традиции.

Духовная сфера общества. Основными элементами духовной жизни общества выступают: духовные ценности, духовные потребности людей, индивидуальное сознание и общественное сознание. Духовная сфера общества формируется и воспроизводиться с помощью духовной деятельности человека. Духовная деятельность включает: чувственное познание и рациональное познание материального и духовного мира, представление о человеке. Содержанием духовной составляют духовные ценности. Ценности - Они включают: нравственно-этические идеи и нормы, религиозные ценности и установки, научные теории и концепции, художественные произведения и произведения искусства. Индивидуальное духовное сознание составляет духовный мир отдельного человека.

Результатом общественной практики людей являются такие взаимосвязанные характеристики социального процесса, как индивидуальное и коллективное. Индивидуальное и коллективное определяют жизнь общества с точки зрения конкретного индивидуального бытия людей и их контактов между собою. Индивидуальное и коллективное выражают взаимозависимость индивидуальной жизни человека и общего, общественного способа жизни, который их объединяет. Такой способ заключается как в прямых контактах, так и в опосредованных контактах - различных способах коммуникации. Индивидуальное и коллективное способствуют функционированию основных структур общества. Различные варианты коллективности обуславливают и разные типы индивидуализации людей. Способ связи между индивидуальным и коллективным определяет отличие одной социальной системы от другой.

Как в обыденном так и в научном мышлении действует стереотип, содержанием которого является противопоставление индивидуального и коллективного, поскольку коллективное отождествляется с социальным. В силу этого коллективное по своей сути противостоит индивидуальному. Этот стереотип реализуется так же и в политической жизни общества. Чаще всего используется социологический термин «социализация», в соответствии с которым индивидуальность человека поглощается социальным, растворяется в общественном.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: