double arrow

Культура эпохи средневековья

1

Лекция № 6. Западно-европейская культура

1. Культура эпохи средневековья

Культура эпохи Возрождения

3. Культура эпохи Просвещения

4. Культура XIX в.

 

Культура эпохи средневековья

Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культу­ра обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремле­ний культурного мира, утвер­ждение новых мировоззренческих пара­дигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Пи­сание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источ­ником истины.

Отличие культуры Средних веков от античной культуры: сомнение вместо идеальной гармонии; приоритет сверхчувст­венного вместо реального; по­нимание красоты физической как отражение красоты духовной вместо - «в здоровом теле - здоровый дух».

Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традицион­ной языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.

Она формировалась как целостность:

- на базе феодальной формы собственности, основан­ной на личной и поземельной зависимости кресть­ян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);

- в условиях сословно-иерархической структуры об­щества, пронизанной сверху донизу сословной зам­кнутости и отношениях вассального служения сюзерену;

- в процессе постоянных войн, голода и эпидемий;

- в обстановке синтеза традиций «погибшей» античной культу­ры, христианства и духовной культуры варварских племен;

- в условиях гос­подства натурального хозяйства замкнутого мира сельско­го поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.

Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения горо­дов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка. Город вторичен, он отвоевывал свое право на существова­ние у монастыря и, прежде всего - у замка.

История Средневековья это борь­ба:

- городов с феодальными синьорами;

- за само­управление или независимость;

- за судебный иммунитет и освобождение от податей;

- за признание горожанина свободным человеком.

Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечны­е площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей пла­нировки. Исклю­чение составляли городской замок, ратуша и соборы.

Основные компоненты средневековой куль­туры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культу­ра народная.

Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлял­ся иерархически выстроенным по вертика­ли и полным контрастных противополож­ностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, зем­ля, плоть - царство низменного, грехов­ного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готи­ческих соборов.

Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он дол­жен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а те­лом, плотью пренебрегать, сводя к мини­муму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мир­скую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.

Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятни­ках архитектуры - церкви и соборы роман­ского и готического стилей.

Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане фор­му латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также ста­новится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма - воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря - надгробный памятник Христу, купол и своды - сим­вол неба и т. д.

Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средне­векового общества, его политику, своеоб­разный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному сло­ву, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особен­но к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как цер­ковные, так и светские. К последним мож­но отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Пре­красной Даме и др. Круг интересов фео­дально-рыцарского сословия воплотил­ся в поэзии трубадуров, труверов и минне­зингеров.

Культура народная. Одним из первооткрывателей народной средневеко­вой культуры считается русский философ М. М. Бахтин, который развил концеп­цию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная куль­тура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и кар­навальный смех, который не только от­рицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то поло­жительное, новое. Карнавальный смех де­мократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.

Этапы развития средневековой культуры:

1) Культура варварских государств (V - IX вв.).

2) Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)

3) Культура готики (XIII - XVI вв.).

Особенность культуры вар­варских государств – слияние культуры новых племен, их пред­ставлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете юве­лирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.

Особенность романского стиля - господство церкви; создание монастырей - очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.

Особенность готики - развитие городов; появление новой социальной силы – горожан; утверждение при­дворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».

Суть трех этапов - «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. Roma - Рим) и указывает на его связь с античной, древне­римской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).

Романский стиль - крепко сто­ящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и ясная, величие и гармония, рельефы и росписи на­поминают идею греховности всего земного и Страшного суда.

В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям: (Августин 354 - 430 - путь к спасению души и истине - путь к порядку и числу, к понятию красоты. Свою теорию Бла­женный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях).

Идеи Августина нашли выражение, как в романском, так и в готическом стилях.

Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos -школьный) стремились система­тизировать христианское учение и соответственно влияли на уси­ление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях - часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт - соответствует стро­гой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.

Основной вид искусства романского времени - архитек­тура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).

Состав замка:

- верхний этаж – сеньер (жилище владельца);

- нижний этаж (склады, конюшни, загоны для скота);

- подземелье (колодец и тюрьма).

Монастырские ансамбли - аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство - место молений, отрешенности от всего земного - от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.

Романский стиль не сумел преодолеть противоречие мате­риального и духовного. Эту задачу разрешила готика.

Готический стиль - объ­единение архитектуры, скульптуры и живописи. Цветные витражи и оду­хотворенная скульптура, изыс­канные формы арок, удлинен­ных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульп­тур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).

В готической архитектуре осуществляется поиск конструктивных решений (стрельчатая арка, нервюры - ребра свода, аркбутаны - полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы - вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины). Общей идее космичности служит все своеоб­разие готического декора.

XIII - XIV в.в. - время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития уни­верситетов, культуры, литературы.

Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения (Фома Аквинский ок. 1227 - 1274, учение «томизм» - стремление при­мирить разум и веру. Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света и находит свое выражение в миниатюрах, в витражах).

Черты духовной культуры Средневековья:

1) доминирование христианской религии ( новая мировоззренческая опора сознания);

2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, канонич­ность);

3) символизм (текст, Библия, - повод для размышлений, толкований);

4) дидактизм (деятели средневековой культуры - проповедники, преподаватели богословия);

5) универсальность, энциклопедичность знания, достоинство мыслителя его эрудиция (создание компиляций, «сумм» - «Сумма теологии» Фомы Аквинского);

6) рефлексивность, психологичес­кая самоуглубленность (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спа­сения, «Исповедь» Августина);

7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как на­чала истории).

Особенности культуры Средневековья:

1) догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика - учение отцов церкви, основное религиозное направление переходной эпохи).

2) противоречивость (с одной стороны, раздробленность бытия, каждый народ имеет свой уклад жизни и тяга к Всеединству - Град Божий на земле, с другой стороны страдальческое отречение от мира - аскетизм и тяга к на­сильственному всемирному преобразованию мира - крестовые походы. Эта противоречивость выступала движущей си­лой развития культуры, в ходе которого человек постепен­но начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.

3) двойственность ( культура элиты с ее рациональной карти­ной мира и народная культура с бессоз­нательными реакциями в мировидении). Двой­ственность также проявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).

4) разделение мира на: мир Бога и мир человека.

5) рыцарская культура создает образ героя и осуществляет реабилитацию любви как возвышенного отношения к даме (культ «прекрасной дамы» сомкнулся с культом Мадонны - Богомате­ри).

6) появление новых форм и жанров литературы: роман, городская сатира, новелла, лирика Прованса.

7) появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.

Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Ев­ропы. В этот период начинают складывать­ся европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: раз­виваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искус­ство во всех основных его видах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: