double arrow

Содержание обучения по морфологии: знания (понятия, определения, языковые факты, способы действия) и учебно-языковые умения.

1

Лекция «Методика морфологии» (базовый уровень)

1. Цели освоения учащимися раздела морфология:

• изучение основных особенностей единиц языка;

• ознакомление с их функционированием в речи;

• формирование учебно-языковых умений.


Школьники должны усвоить и знать:

• единицы языка, их функции и значения;

• определения лингвистических понятий;

• существенные признаки языковых явлений;

• классификационные разряды языковых явлений;

• способы изменения слов;

• морфологические нормы;

• особенности употребления языковых явлений в речи;

• разборы явлений языка по определенным критериям.


Типичные ошибки школьников в усвоении знаний:

• смешение понятий;

• неполное знание существенных признаков;

• незнание разрядов языковых явлений.

 

Развивающий потенциал уроков морфологии состоит в развитии логического мышления (отвлечение от частного и конкретного – обобщение явлений языка; анализ, сравнение языковых фактов); развитии лингвистического мышления и чувства языка.

Воспитательное значение морфологии в том, что занятия по морфологии обогащают речь учащихся, помогают оценить свойства русского языка, формируют мировоззрение.

ВЫВОД: На уроках морфологии формируется языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции.

 

Содержание обучения по морфологии: знания (понятия, определения, языковые факты, способы действия) и учебно-языковые умения.

Лингвистическое понятие это понятие науки о языке, закреп­ленное в слове или словосочетании (в термине).

Лингвистическое понятие приобретает статус учебной единицы в контексте обучения.

Школьная программа по морфологии содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему лингвистических понятий:

- понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, форма слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; части речи – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражательные слова;

- понятия, характеризующие постоянные и непостоянные признаки частей речи: например, разряды прилагательных по значению (качественные, относительные и притяжательные); краткие и полные прилагательные, степени сравнения прилагательных – сравнительная и превосходная (простая и составная), падеж, число, род.

Лингвистические понятия представлены терминами и раскрываются в определениях. Отдельные понятия даются описательно (например, существительные, употребляющиеся только в единственном числе и только во множественном числе).

Лингвистические факты как учебные единицы отражают такие языковые явления, которые носят специфический характер:

• разносклоняемые существительные;

• разноспрягаемые глаголы и др.

Способы действия – образцы рассуждения (пример – краткие прилагательные опознают по окончаниям) и алгоритмы (пример – определение спряжения глагола).

Учебно-языковые умения по характеру действий делятся:

• на опознавательные — узнавать языковые факты;

классификационные — группировать языковые факты по какому-либо основанию;

аналитические (синтетические) — делать различные разборы по плану.

 

Место морфологии в курсе русского языка и этапы изучения:

Вводный курс – начальная школа.

Основной курс – среднее звено (5-7 кл.).

Пример: В учебникахЛадыженской - Баранова-Тростенцовой – ступенчатый принцип изучения морфологии:

5 кл. – сущ., прил., глаг.

6 кл. – сущ., прил., числ., мест., глаг.

7 кл. – прич., дееприч., нар., категория состояния; предлог, союз, част., междом.

Повторение и углубление сведений – 8-9 кл. (в связи с изучением синтаксиса).

Систематизация знаний – 10-11 кл.

Сущность понятия «этап» при изучении морфологии:

1 – вводятся обобщённые морфологические понятия, формируются умения подводить языковой материал под понятие «часть речи», обнаружения морфологических признаков путём сопоставления форм слова (завершается к середине 6 класса);

2 – умеют применять обобщённые понятия при изучении частей речи (к моменту изучения темы «Деепричастие»);

3 – могут самостоятельно справляться с анализом новых частей речи – переносить знания и умения на неизученный материал – продолжается ускорение темпа работы).

 

Принципы методики морфологии. Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке:

* лексико-грамматический — сопоставление лексического зна­чения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи;

* парадигматический — сопоставление косвенных форм и ис­ходной формы;

* морфолого-синтаксический — сопоставление члена предло­жения и части речи.

 

4. Морфологические упражнения:

• опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

• подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда
части речи;

• постановка слова в указанной форме;

• составление парадигмы слова;

• разграничение омонимичных слов, относящихся к разным час­тям речи;

• группировка слов по частям речи, по разрядам;

• составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными
примерами;

• полный или частичный морфологический разбор слова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1