Лекция «Методика морфологии» (базовый уровень)
1. Цели освоения учащимися раздела морфология:
• изучение основных особенностей единиц языка;
• ознакомление с их функционированием в речи;
• формирование учебно-языковых умений.
Школьники должны усвоить и знать:
• единицы языка, их функции и значения;
• определения лингвистических понятий;
• существенные признаки языковых явлений;
• классификационные разряды языковых явлений;
• способы изменения слов;
• морфологические нормы;
• особенности употребления языковых явлений в речи;
• разборы явлений языка по определенным критериям.
Типичные ошибки школьников в усвоении знаний:
• смешение понятий;
• неполное знание существенных признаков;
• незнание разрядов языковых явлений.
Развивающий потенциал уроков морфологии состоит в развитии логического мышления (отвлечение от частного и конкретного – обобщение явлений языка; анализ, сравнение языковых фактов); развитии лингвистического мышления и чувства языка.
|
|
Воспитательное значение морфологии в том, что занятия по морфологии обогащают речь учащихся, помогают оценить свойства русского языка, формируют мировоззрение.
ВЫВОД: На уроках морфологии формируется языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции.
Содержание обучения по морфологии: знания (понятия, определения, языковые факты, способы действия) и учебно-языковые умения.
Лингвистическое понятие — это понятие науки о языке, закрепленное в слове или словосочетании (в термине).
Лингвистическое понятие приобретает статус учебной единицы в контексте обучения.
Школьная программа по морфологии содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему лингвистических понятий:
- понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, форма слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; части речи – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражательные слова;
- понятия, характеризующие постоянные и непостоянные признаки частей речи: например, разряды прилагательных по значению (качественные, относительные и притяжательные); краткие и полные прилагательные, степени сравнения прилагательных – сравнительная и превосходная (простая и составная), падеж, число, род.
Лингвистические понятия представлены терминами и раскрываются в определениях. Отдельные понятия даются описательно (например, существительные, употребляющиеся только в единственном числе и только во множественном числе).
|
|
Лингвистические факты как учебные единицы отражают такие языковые явления, которые носят специфический характер:
• разносклоняемые существительные;
• разноспрягаемые глаголы и др.
Способы действия – образцы рассуждения (пример – краткие прилагательные опознают по окончаниям) и алгоритмы (пример – определение спряжения глагола).
Учебно-языковые умения по характеру действий делятся:
• на опознавательные — узнавать языковые факты;
• классификационные — группировать языковые факты по какому-либо основанию;
• аналитические (синтетические) — делать различные разборы по плану.
Место морфологии в курсе русского языка и этапы изучения:
Вводный курс – начальная школа.
Основной курс – среднее звено (5-7 кл.).
Пример: В учебникахЛадыженской - Баранова-Тростенцовой – ступенчатый принцип изучения морфологии:
5 кл. – сущ., прил., глаг.
6 кл. – сущ., прил., числ., мест., глаг.
7 кл. – прич., дееприч., нар., категория состояния; предлог, союз, част., междом.
Повторение и углубление сведений – 8-9 кл. (в связи с изучением синтаксиса).
Систематизация знаний – 10-11 кл.
Сущность понятия «этап» при изучении морфологии:
1 – вводятся обобщённые морфологические понятия, формируются умения подводить языковой материал под понятие «часть речи», обнаружения морфологических признаков путём сопоставления форм слова (завершается к середине 6 класса);
2 – умеют применять обобщённые понятия при изучении частей речи (к моменту изучения темы «Деепричастие»);
3 – могут самостоятельно справляться с анализом новых частей речи – переносить знания и умения на неизученный материал – продолжается ускорение темпа работы).
Принципы методики морфологии. Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке:
* лексико-грамматический — сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи;
* парадигматический — сопоставление косвенных форм и исходной формы;
* морфолого-синтаксический — сопоставление члена предложения и части речи.
4. Морфологические упражнения:
• опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
• подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда
части речи;
• постановка слова в указанной форме;
• составление парадигмы слова;
• разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
• группировка слов по частям речи, по разрядам;
• составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными
примерами;
• полный или частичный морфологический разбор слова.