double arrow

Вопрос 87. Особенности городского образа жизни, уровень потребностей и доступности населению образования, культуры, досуга, и информации

В России большая часть населения проживает в городах и поселках городского типа. По широкому спектру показателей уровня жизни и здоровья населения горожане имеют преимущество перед сельским населением. Специфика городских условий жизнедеятельности (это особенно подчеркивал санкт-петербургский ученый М.Н. Межевич) детерминирована двумя группам факторов и соответственно этому проявляется в двух, достаточно автономных аспектах. Во-первых, аспект, который по своему существу есть социально-экологические особенности городских условий жизнедеятельности. Во-вторых — социально-экономические особенности этих условий. Социально-экологические особенности: специфика города как среды обитания — явление производное от общественного производства, от общественного труда, в частности, от его разделения на сельскохозяйственный и несельскохозяйственный виды. Усложнение и развитие производства сопровождается ростом требований к работнику, его образованию и квалификации. Разнообразие же видов труда создает потенциальную возможность для более универсального, нежели в деревне, развития человека. Разрыв с землей в конце концов приводит к становлению разветвленной сферы обслуживания. В свою очередь концентрация культуры и информации обусловливает возможности высокой степени развития духовной сферы. Разрушение соседских связей и контактов влечет за собой преобладание анонимного общения. Социально-экологические особенности городских условий жизни определяют не столько сам образ жизни, сколько стереотипы бытового поведения населения.

Коренным противоречием образа жизни российского горожанина становится в условиях города разрыв между теми возможностями для развития человека, которые аккумулирует город, и характером использования этих возможностей, т.е., говоря иными словами, результатами этого развития для человека. Использование новых возможностей в интересах удовлетворения потребностей и развития способностей происходит в соответствии с социальной групповой принадлежностью горожанина, а отнюдь не с его простой принадлежностью к городскому сообществу в целом. Сама трудовая деятельность может быть рассмотрена прежде всего как средство получения индивидуальных доходов. В этих условиях господствующей установкой типичного горожанина, его смыслом жизни становятся доход и потребление. Горожане находятся в состоянии социальной изолированности и разобщенности, невзирая на концентрацию множества людей на незначительной территории, бурное развитие рынка и интенсификацию средств массовой коммуникации.

Отчетливо воспроизводится в крупных российских городах и духовная отсталость, бывшая в прошлом характерной чертой развития деревни. С той лишь разницей, что в городе она получает иное выражение и существует как широчайшее распространение «массовой» культуры, ослабление установок на высокие, подлинные духовные ценности, своего рода стандартизация потребностей и вкусов и т.д. Удаленность человека от культуры и подлинно духовного развития проявляется здесь не как территориальная изоляция от этих благ, но становится внутренне присущим его образу жизни качеством.

И городские, и сельские условия жизнедеятельности представляют собой конкретное проявление существующих общественных условий. Основное противоречие в системе городского образа жизни развертывается как несоответствие между потребностями человека как социально-биологического существа, с одной стороны, и нарастанием искусственных компонентов городской среды обитания — с другой. Дело не только в отдалении от природы. Определенные проблемы встают здесь и в сфере физического состояния человека. Горожанин остается в условиях крупного города субъектом ограниченных отношений с природой. Отравление воздуха, воды, негативные последствия для здоровья человека, выступающие результатом ярко выраженной гиподинамии городского жителя, возрастающая стрессовая нагрузка.

Качество жизни и жизненный потенциал населения во многом определяются уровнем образования и культуры жителей города. Образование, в процессе которого обретаются знания, отвечающие современным потребностям, общая культура и наиболее распространенные среди жителей нравственные установки, информационный потенциал территории служат критериями качества духовной и интеллектуальной жизни в городе. Образовательный и культурный уровеньнаселения города определяется степенью интеллектуального, духовного и эстетического развития городского сообщества, накопленными в памяти поколений знаниями и жизненными навыками, полученными благодаря как системе образования, так и собственному опыту населения, укладам его жизнедеятельности и условиям жизни.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: