МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Работа по предмету
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
на тему:
«Эмоциональное насилие в школе: диагностика, помощь и профилактика»
Студенток3 курса
Заочной формы обучения
По направлению подготовки: «Психолого-педагогическое образование»,
Профиль «Психология и социальная педагогика»
группы 16СПП
Николаевой И.В., Абдуллаевой Е.Т.
Преподаватель:
доц. Паттурина Н.П.
Санкт-Петербург
Тема 5.3. Эмоциональное насилие в школе: диагностика, помощь и профилактика.
Психологическое насилие, также эмоциональное или моральное насилие — это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству. Этот вид насилия характерен для ситуаций дисбаланса власти, например для насильственных отношений, травли, в частности на рабочем месте, и насилия над детьми.
|
|
Виды насилия, существующие в школах:
1. Физическое насилие со стороны учителей: Учителя могут наносить побои детям и подросткам в качестве наказания, к примеру за плохо выполненное задание.
2. Жестокое обращение и унижение со стороны учителей: Учителя могут кричать на детей или обзывать их.
Высказываться некорректно (оценочно негативно) на счет умственных возможностей, употреблять нецензурную брань на учеников во время уроков. Демонстрировать предвзятое отношение к определенным типам детей(к тихоням или к выскочкам) перед классом.
3. Физическое и психологическое насилие со стороны других учеников: Ученики могут избивать ребенка или издеваться над ним.Насмешки, обзывания (присвоение обидных кличек), высмеивание, отказ от общения (байкот), недопущение в группу, в игру, спортивное занятие или другое мероприятие, а также оскорбления, унижения и грубые слова, которые передают пострадавшему, что он или она является неуважаемым, никчемным, бесполезным человеком, непринятым группой сверстников или всем сообществом (классом, школой), это все относится к психологическому насилию. Удары рукой, ногой, каким-либо предметом, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, принуждение оставаться в какой-либо неудобной и/или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др., рассматриваются как физическое насилие.
|
|
4. Насилие со стороны школьных банд: во многих школах дети и подростки входят в состав банд, которые враждуют между собой. Предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, этнического происхождения, пола, религиозной принадлежности, инвалидности или любого другого признака — расценивается как дискриминация.
5. Сексуальное и гендерное насилие: в школе или по дороге из школы девочки могут подвергаться устным домогательствам, оскорблениям или даже сексуальному насилию. Также насилие часто проявляется в отношении молодых людей, являющихся гомосексуалистами, лесбиянками, бисексуалами или транссексуалами. Насилие может быть физическим и словесным, в форме однократных насильственных действий и в виде постоянных издевательств, унижений и систематической травли.
Ситуация насилия в школе может возникать как со стороны учеников по отношению к ученикам, к работникам школы, в том числе и к учителю, так и со стороны учителя по отношению к ученикам. Нередко видеоролики со сценами насилия в подростковой среде можно встретить в сети «Интернет». Иногда представленная в них ситуация раскручивается СМИ и приобретает статус резонансной, и даже приводит к возбуждению уголовного дела.
Обыкновенные истории:
«Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».
«На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила. Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает». Ребенок описался прямо на уроке».
«Учительница начальных классов говорит: «Козлов полностью оправдывает фамилию: козел — он и есть козел».
Среди причин, способствующих проявлению насильственных действий в школе, можно выделить: неблагоприятный социально-психологический климат, отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия, равнодушие к происходящему со стороны обучающихся и их родителей и др. Применяя телесные наказания, употребляя грубые, унижающие достоинство выражения, крики и оскорбления, подвергая дискриминации, жестко регламентируя все аспекты жизнедеятельности обучающихся, предъявляя завышенные требования к учебе или дисциплине, занижая оценки в качестве наказания за нежелательное поведение, работники школы, лишь провоцируют ответные насильственные действия. Непринятие со стороны администрации, педколлектива школы адекватных мер к участникам насильственных действий, замалчивание их, усиливают у обидчиков чувство безнаказанности, а у пострадавших — чувство безысходности. Разработка политики по вопросам предупреждения и реагирования на случаи насилия, создание безопасной инфраструктуры, оказание помощи участникам конфликтной ситуации, доброжелательный стиль общения, взаимодействие с соответствующими службами, профессиональная подготовка и обучение педагогических работников, обучающихся и другого персонала по вопросам предупреждения насилия, информирование и поддержка родителей обучающихся, столкнувшихся с проявлением насилия и т.д., способствуют предотвращению насильственных действий в образовательной среде, а в случае их возникновения — минимизации их последствий.