Теория магического происхождения культуры, Дж.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский

ФГОУВПО ВГАФК

 

 

СРС 1 по культурологи на тему:

 

«Культурогенез»

 

Работу выполнила

Студентка 307 группы

Неткач Олеся

 

 

Волгоград 2012.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Различные теории возникновения человека и культуры.
  2. Материальная культура первобытного общества.
  3. Зарождение первобытного искусства и морали.
  4. Мифология как тип мировоззрения первобытного человека.
  5. Ранние формы религиозных верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

 

1.

Теории возникновения культуры.

Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему объясняет причины возникновения культуры у человека. Основными являются орудийно-трудовая, натуралистическая, магическая, игровая, символическая, трансцендентальная и космологическая теории происхождения культуры.

Орудийно-трудовая теория, Ф.Энгельс.

Труд – единственный первоисточник материальной и духовной культуры общества объяснение явлений культурной жизни с помощью категории трудовой деятельности. Коллективный характер труда как условие выживания вида. В процессе трудовой деятельности появилась необходимость организовать и согласовать совместные усилия (коллективный характер труда как обязательное условие выживания вида) возникла потребность в средстве общения – языке.

Орудийно-трудовая теория рассматривает в качестве основы возникновения культуры человеческий труд. Эта теория изложена в работе Ф. Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1873—1876). В конечном счете труд породил культуру. На первый план в данной концепции выступают социальные отношения, связывающие участников общественного объединения, и необходимость регламентации этих отношений.

Однако орудийно-трудовая теория не способна объяснить некоторые факты, касающиеся возникновения культуры. Содержание культурных ценностей, норм, традиций, верований, произведений искусства у разных народов различны, хотя при этом характер трудовых операций, орудия труда, их функции практически одинаковы или даже полностью совпадают.

Натуралистическая теория, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц.

Культура как естественное выражение эволюции человеческого рода. Натуралистические предпосылки лежат в основе концепций возникновения культуры как следствия саморазвития человеческого рода, как естественного выражения его эволюции. При этом основные “схемы” культурного движения человечества обнаруживают родство с процессами в животном мире, а человеческие феномены имеют, условно говоря, аналоги с теми явлениями, которые известны из жизни животных объединений. Таким образом, структура человеческой психики однотипна на всех этапах развития общества, а законы мышления универсальны и неизменны. Особенно много сторонников натуралистической концепции среди эволюционистов, представителей естественнонаучного знания, врачей и т.п.

Теория магического происхождения культуры, Дж.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский.

Специфика первобытного мышления – в неразвитости логических компонентов и доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире. Неандертальцы (250 тыс. лет назад): первые примитивные элементы религиозного сознания – хоронили мёртвых, совершали простые обряды. Ритуалы, основанные на психологическом воздействии на людей и животных посредством замещающих их символических объектов.

Психологическая основа магии – ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи (Фрэзер).Теория магического происхождения культуры исходит из того, что первобытное мышление и поведение были пронизаны магическими представлениями и действиями. Неразвитость логических компонентов мышления, недостаточность знаний о мире приводили к тому, что человек восполнял недостающее знание фантазией и объединял события и явления вымышленными связями. Желание повлиять на ход событий, организовать их развитие в нужном направлении приводило к организации специальных действий, которые как бы программировали нужный результат, или к созданию особых словесных формул (заклинаний, молитв, заговоров), непосредственно призывающих силы стихий или духов вещей. Одушевление сил природы, за которыми древнему человеку виделись некие сверхъестественные силы, приводило к формированию первичных религиозных переживаний. Действительность реальная и действительность воображаемая обладали одинаковой силой, и ритуальные имитации сцен охоты должны были воздействовать на реальность и тем создавали уверенность в нужном исходе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: