Необходимость введения земельного налога, его роль и значение

Земельный налог был введен в налоговой системе РФ Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» в форме платы за землю. Введение платы за зем­лю преследовало несколько целей: 1) стимулирование ра­ционального использования, охраны и освоения земель; 2) повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; 3) формирование специальных фондов финанси­рования указанных мероприятий.

Плательщики налога, объект обложения

Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельны­ми участками на праве собственности, праве постоянного пользования или на праве пожизненного наследуемого вла­дения.

Соответственно не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в части тех земельных участков, которые находятся у них на праве срочного поль­зования или по договору аренды.

Исходя из названия налога видно, что объектом нало­гообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

Одновременно НК РФ установлен закрытый перечень земельных участков, которые не могут быть объектом нало­гообложения. К ним относятся земельные участки, изъятые из оборота, в частности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного и археологического на­следия РФ, включенными в Список всемирного наследия,

а также историко-культурными заповедниками. Земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безо­пасности и таможенных нужд, также не могут быть объектом налогообложения. Не признаются в качестве объектов нало­гообложения земельные участков в пределах лесного фонда, а также занятые находящимися в государственной собствен­ности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Эта стоимость рассчитывается в отношении каждого земельного участка по состоянию на начало года. Кадастровая стоимость зе­мельных участков по состоянию на 1 января календарно­го года доводится до сведения всех налогоплательщиков не позднее 1 марта.

Если земельный участок находится на территории не­скольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база устанавливается по каждому участку как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорционально доле соответствующего земель­ного участка.

В случае, если право на земельный участок имеют не­сколько лиц, то налоговая база должна определяться от­дельно в отношении долей каждого лица в праве общей собственности на земельный участок. Такой же порядок определения налоговой базы применяется в том случае, когда на один участок земли установлены различные нало­говые ставки.

Налогоплательщики-организации обязаны определять налоговую базу самостоятельно на основе сведений госу­дарственного земельного кадастра.

Налогоплательщики — физические лица, являющие­ся индивидуальными предпринимателями, должны также определять налоговую базу самостоятельно по тем земель­ным участкам, которые используются ими в предпринима­тельской деятельности. Определение налоговой базы производится ими также на основе сведений государственного земельного кадастра.

Для каждого налогоплательщика, являющегося физиче­ским лицом, налоговая база должна устанавливаться налоговыми органами, на основе сведении, полученных от сле­дующих органов:

1) осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости. Указанные органы обязаны сообщать в на­логовые органы сведения о земельных участках по состоя­нию на 1 января ежегодно до 1 февраля;

2) осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные органы обязаны со­общать о земельных участках и их владельцах в течение 10 дней после их регистрации;

3) муниципальных образований. Органы муниципаль­ных образований обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках по состоянию на 1 января ежегодно до 1 февраля.

Для отдельных категорий налогоплательщиков НК РФ предусмотрен налоговый вычет — уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика.

В частности, право на такой вычет имеют Герои Со­ветского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды бое­вых действий. Право на вычеты получили также инвалиды, а также лица, подвергшиеся воздействию радиации вслед­ствие катастроф, аварий и ядерных испытаний.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основе соответствующих докумен­тов. В том случае, когда размер не облагаемой налогом сум­мы превышает размер налоговой базы, налоговая база при­нимается равной нулю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: