Земельный налог был введен в налоговой системе РФ Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» в форме платы за землю. Введение платы за землю преследовало несколько целей: 1) стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель; 2) повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; 3) формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.
Плательщики налога, объект обложения
Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Соответственно не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в части тех земельных участков, которые находятся у них на праве срочного пользования или по договору аренды.
Исходя из названия налога видно, что объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.
|
|
Одновременно НК РФ установлен закрытый перечень земельных участков, которые не могут быть объектом налогообложения. К ним относятся земельные участки, изъятые из оборота, в частности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного и археологического наследия РФ, включенными в Список всемирного наследия,
а также историко-культурными заповедниками. Земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, также не могут быть объектом налогообложения. Не признаются в качестве объектов налогообложения земельные участков в пределах лесного фонда, а также занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Эта стоимость рассчитывается в отношении каждого земельного участка по состоянию на начало года. Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения всех налогоплательщиков не позднее 1 марта.
Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база устанавливается по каждому участку как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорционально доле соответствующего земельного участка.
В случае, если право на земельный участок имеют несколько лиц, то налоговая база должна определяться отдельно в отношении долей каждого лица в праве общей собственности на земельный участок. Такой же порядок определения налоговой базы применяется в том случае, когда на один участок земли установлены различные налоговые ставки.
|
|
Налогоплательщики-организации обязаны определять налоговую базу самостоятельно на основе сведений государственного земельного кадастра.
Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны также определять налоговую базу самостоятельно по тем земельным участкам, которые используются ими в предпринимательской деятельности. Определение налоговой базы производится ими также на основе сведений государственного земельного кадастра.
Для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база должна устанавливаться налоговыми органами, на основе сведении, полученных от следующих органов:
1) осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости. Указанные органы обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках по состоянию на 1 января ежегодно до 1 февраля;
2) осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные органы обязаны сообщать о земельных участках и их владельцах в течение 10 дней после их регистрации;
3) муниципальных образований. Органы муниципальных образований обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках по состоянию на 1 января ежегодно до 1 февраля.
Для отдельных категорий налогоплательщиков НК РФ предусмотрен налоговый вычет — уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика.
В частности, право на такой вычет имеют Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий. Право на вычеты получили также инвалиды, а также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастроф, аварий и ядерных испытаний.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основе соответствующих документов. В том случае, когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, налоговая база принимается равной нулю.