double arrow

Влияние обучения и воспитания на развитие личности

Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, совершенный образ человека («лик»), его личность.Образование как процесспредполагает качественные изменения, движе­ние от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персо­нажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и уча­щихся (школьников, студентов, аспирантов). Продуктивный путь организа­ции процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта педагогического влияния, постепенно переходили на позицию субъек­та взаимодействия с педагогом.

Примечательно, что в основном государственном документе, законе «Об образовании» в Статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «1. Содержание обра­зования является одним из факторов экономического и социального прогрес­са общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения лич­ности, создание условий для ее самореализации;развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства».[7,с.11]

Образование предполагает формирование у личности достаточно широко­го кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предмет­но-практической деятельности.Обучение связано, прежде всего, со специаль­но организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами. Для чего человека надо обучать? Наэтот вопрос еще в XVIIвеке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В. А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многознач­ных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, чтопонятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «пи­тать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением зак­репляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответ­ственного.

Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторо­ну процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценно­стных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспи­тание является одним из главных путей организованной социализации. Вос­питание обеспечивает не только «выход в социум»(условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной со­циализации), но и «обретение себя»(процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ре­бенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаютсявоспи­танником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут опреде­лять поведение.[2 с 21-25]

Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способа­ми: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, кон­струировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организу­ется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и обществен­но оцениваемая.

Дидактика современного образования качественно изменилась. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность.

Основные этапы развития этого процесса следующие:

• возбуждение потребности познавать новое (мотивация);

• актуализация чувственного опыта школьников, т.е. припоминание уже известных ученикам знаний, на которые будет опираться изучение нового;

• повторение знаний, полученных на предыдущих уроках (повторение пройденного);

• введение новой задачи (проблемы), обоснование ее важности и необходимости изучения;

• усвоение новых знаний, формирование новых умений;

• совершенствование изученного (закрепление, применение на практике);

• установление связей изученных знаний, умений с имеющимися (систематизация);

• ориентация в дальнейшем развитии и упрочении знаний, подготовка к выполнению домашних заданий.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление, у учеников – учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.

Воспитание в процессе образования выполняет роль ведущего компонента, именно его изменения способны решающим образом преобразовать весь це­лостный процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержа­нию деятельности человека, оно связано со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.

На протяжении тысячелетий развития человечества мыслители разных ци­вилизаций сходились в утверждении, что человек — самое уникальное суще­ство в этом мире. Он всегда много и мучительно размышляет о том, «что Я есть», он способен выстраивать себе в жизни мысленные ориентиры (планы, проек­ты, цели) и действовать, опираясь на них. Эта «человекообразующая» сила все­гда являлась предметом пристального внимания педагогики.[2 стр.50-51]

Что значит ориентировать образование на личность? Это значит, что обра­зование должно обеспечивать человеку развитие ряда важнейших жизненных свойств, с функциями которых связан его личностный образ бытия, его жиз­ненная позиция. Эти свойства таковы:

· способность к выбору, готовность действовать избирательно;

· способность действовать автономно и самостоятельно, брать на себя от­ветственность за свои решения и действия;

· способность к рефлексии, способность анализировать и оценивать свою деятельность, отношения, свою жизненную позицию;

· способность не просто усваивать знания, но и искать их жизненный смысл, готовность к самообразованию;

· способность к творчеству и активному преобразованию действительности;

· способность к самосовершенствованию, к личностному и профессио­нальному самоопределению.

Современная психология и педагогика видит возможности самоопределе­ния личности, прежде всего, в области главных жизненных ценностей: в поиске своего места в жизни, определении смысла и цели своей жизни, выработке жизненных принципов и убеждений, формировании личностных идеалов.

Самоопределяющаяся личность — это социально зрелая личность.

Именно образование и воспитание формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию.Образование — это не просто наличие достаточных знаний и умений, а при­своение значимого знания, обладающего определенной культурной, социаль­ной и личностной ценностью.[2 стр.66-67]

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Обучение, имея возможность влиять на направление развития психических процессов, должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития. Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентировочных и исполнительских действий. Эти действия происходят от внешних ориентировочных действий. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наибольшей степени способствует психическому развитию детей, становится развивающим. [10, с.97]

Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Воспитание — социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности — своеобразный социальный заказ государственным образователь­ным системам и родителям как гражданам. Общество в воспитании проявляется в такой своей характе­ристике, как образ жизни общества: культура труда, быта, досуга, отношения граждан и государства (гражданская и правовая культура).

Воспитатель в процессе воспитания выступает как носитель определенной педагогической цели, он уполномочен обществом осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка,он тем не менее ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим человеком», «счастливым», «здоровым», «успешным», «кормильцем в старо­сти» и др. Механизм воспитания указывает на то, что воспитываются не поступки и поведение воспитанников, а их отношение (к миру природы и социуму, к лю­дям, к самим себе), которое реализуется в поступках и качествах личности.

Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для са­моразвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определяет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимодействия воспи­тателя и воспитанников.

Важную роль в процессе воспитания играют ожидания воспитателя— нео­сознанные проекции целей, своеобразные педагогические установки. Как пра­вило, воспитатели, плохо знающие детей, не склонные к эмпатии, идентифи­кации, конгруэнтности, рефлексии, действуют в «поле негативных ожиданий». Дети им представляются непредсказуемыми, постоянно нарушающими поря­док и дисциплину, они стремятся как можно раньше выявить «трудных» детей и строят отношения с ними резко отличные от отношений с «хорошими».

Воспитатели, организующие свое педагогическое взаимодействие с воспи­танниками в «поле позитивных ожиданий», напротив, склонны больше дове­рять детям. Они объективно относятся к разным проявлениям детского пове­дения, без предвзятых негативных оценок и излишнего выделения лучших.Природа воспитания такова, что ожидания воспитателя очень часто прямо проецируют поступки воспитанников. [2, с.76-78]

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на различных людей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. Податливость воспитанию неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. Сопротивляемость воспитанию как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогиче­ского взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста вос­питанников. [9, с.42]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: