В целях эффективного управления государственными финансами в Республике Беларусь действует система контроля за использованием бюджетных средств. Она включает внешний (государственный) и внутренний (ведомственный) контроль.
Ведомственный контроль является составной частью государственного контроля и необходимым условием для решения таких важнейших задач, как обеспечение сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, а также своевременное выявление, предотвращение и пресечение правонарушений и злоупотреблений в сфере экономики.
В таможенных органах РБ функции внутреннего контроля возложены на Контрольно-ревизионный отдел ГТК РБ.
Персональная ответственность за организацию и состояние ведомственного контроля в соответствующих органах государственного управления возложена на их руководителей.
По типу контрольных мероприятий внутренний контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.
Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль позволяет так же оперативно «замерять» отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля - это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.
Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его - выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля.
Практика показывает, что самым действенным методом финансового контроля является ревизия.
Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью:
Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии бюджетных учреждений - раз в два года.
Важные функции контроля за исполнением бюджета по расходам выполняет Государственное казначейство, являющееся структурным подразделением Министерства финансов. Основная его задача - осуществление непрерывного контроля за использованием бюджетных средств по целевому назначению.
Внешний контроль. Высшим специализированным органом финансового контроля в РБ является Комитет государственного контроля (КГК). Конституция РБ указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществления контроля за исполнением законодательных актов.
Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов.
На Министерство финансов и КГК возложен контроль за состоянием ведомственного контроля в республике, а на Министерство финансов, кроме того, - разработка методологии организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе.